Государственный стандарт РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
ГОСТ 12.0.006-2002 ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ГОСТ Р 12.0.006-2002 УДК 658.382.3:006.354 Группа Т58 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Система стандартов безопасности труда ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ Occupational safety standards system. General requirements for occupational health and safety management in organization ОКСТУ 0012 ОКС 13.100 Дата введения 2003-01-01 Предисловие 1. РАЗРАБОТАН Рабочей группой, созданной Техническим комитетом по стандарти-зации ТК 251 «Безопасность труда» и Всероссийским научно-исследовательским инсти-тутом стандартизации. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 «Безопасность труда» и Департаментом условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Рос-сийской Федерации. 2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2002 г. № 221-ст. 3. Настоящий стандарт гармонизирован с международным стандартом OH-SAS 18001-99 4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ. Введение Многие организации проявляют заинтересованность в эффективности и демонст-рации возможностей управления охраной труда (охраной здоровья и безопасностью) ра-ботников (персонала). Это делается в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и реформирования экономики. Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ря-ду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды) В основе методологии создания и функционирования систем управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй – выполняй – контролируй - совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении деятельности. Модель такого подхода приведена на рисунке. Известный британский стандарт BS 8800-96 «Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала» (Guide to Occupational health and safety man-agement systems) и разработанный на его основе международный стандарт OHSAS 18001-99 (аббревиатура OHSAS- Occupational Health and Safety Assessment Series) «Системы управле-ния охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования» ориентированы на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента) организации. Настоящий государственный стандарт содержит требования к системам управления охраной труда в организации, стандарт гармонизирован с международным стандартом OH-SAS 18001-991. Следует отметить, что создание системы не является обязательным, а опре-деляется лишь намерениями организации совершенствовать свою деятельность в области охраны труда. Система управления охраной труда, соответствующая требованиям настоящего стан-дарта, предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.
1) Международный стандарт OHSAS 18001-99 разработан при участии националь-ных органов по стандартизации ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирм и исследовательских организаций.
Стандарт является общетехническим, устанавливающим требования к элементам сис-темы управления охраной труда. Требования стандарта применимы к организациям всех ти-пов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности). На разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда. Успех функционирования системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями организации, особенно ее руководством (рабо-тодателем). Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть объективно провере-ны в целях самооценки, самодекларации или сертификации. 1. Область применения. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению работами по ох-ране труда в организации. Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, которая намерена: - создавать систему управления охраной труда; - обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда; - проводить сертификацию системы управления охраной труда; - проводить самооценку и самодекларацию соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта. Требования настоящего стандарта являются обязательными для системы управления охраной труда организации. 2. Нормативные ссылки В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ 12.0.002-80 «Система стандар-тов безопасности Труда. Термины и определения». 3. Определения В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими опреде-лениями: 3.1 авария: Разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, некон-тролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей. 3.2 аттестация рабочих мест по условиям труда: Система анализа и оценки состоя-ния условий труда на рабочих местах для проведения оздоровительных мероприятий, озна-комления работающих с условиями труда, сертификации работ по охране труда на производственных объектах, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда (1). 3.3 безопасность: Состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персо-нала находится на приемлемом уровне. 3.4 безопасность производственного процесса: По ГОСТ 12.0.002-80. 3.5 безопасные условия труда: Условия труда, при которых воздействие на рабо-тающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воз-действия не превышают установленные нормативы. 3.6 заинтересованная сторона: Лицо или группа лиц, заинтересованное в результа-тивности охраны труда или испытывающее ее влияние. 3.7 компетентность: Демонстрируемая способность применять знания и навыки. 3.8 несоответствие: Какое-либо отклонение от стандартов, технических регламентов, принятой практики и процедур выполнения работ и др., которые могут привести непосредственно или косвенно к несчастному случаю, материальному ущербу, ухудшению условий рабочего места или к различным сочетаниям этих факторов. 3.9 происшествие: Событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю. 3.10 несчастный случай: Нежелательное событие, приводящее к смертельному исхо-ду, травме или заболеванию работника. 3.11 организация работ по охране труда: Система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда. 3.12 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организа-ционно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (2). 3.13 результативность: Измеримые результаты функционирования системы управ-ления охраной труда, относящиеся к контролю и управлению рисками для здоровья и безо-пасности персонала и основывающиеся на политике охраны труда организации, ее целях и задачах. 3.14 риск для здоровья и безопасности персонала: Вероятность и последствия реа-лизации опасного для здоровья и безопасности персонала события. Примечание. При использовании в настоящем стандарте термина «риск» под ним подразумевают риск для здоровья и безопасности персонала. 3.15 сертификация работ по охране труда в организациях: Деятельность органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации государственным нормативным требованиям охраны труда (3). 3.16 система управления охраной труда: Часть общей системы управления (ме-неджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Примечание. Система включает организационную структуру, деятельность по пла-нированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разра-ботки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации. 3.17 средства индивидуальной и коллективной защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (2). 3.18 травмобезопасность: Соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных норматив-ными правовыми актами по охране труда (1). 3.19 требования безопасности труда, требования безопасности: По ГОСТ 12.0.002-80. 3.20 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (2). 4. Требования к системе управления охраной труда 4.1 Общие требования 4.1.1 Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной тру-да в соответствии с установленными требованиями. 4.1.2 При создании системы управления охраной труда необходимо: - определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих го-сударственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организа-цию; - выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или пла-нируемых видов деятельности, с тем, чтобы определять наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда; - определять политику организации в области охраны труда; - определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты; - разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач. 4.1.3 Система управления охраной труда должна предусматривать: - планирование показателей условий и охраны труда; - контроль плановых показателей; - возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий; - внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирова-ния, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последо-вательное совершенствование; - возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам; - возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы. 4.2 Политика организации в области охраны труда 4.2.1 Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно: - определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда; - обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на всех уровнях управления и ее реализацию; - периодически рассматривать (анализировать) и корректировать политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации. 4.2.2 Политика организации в области охраны труда должна: - определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников; - соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с хозяйст-венными целями организации; - включать обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда и государ-ственным нормативным требованиям охраны труда; - включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению усло-вий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью; - предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа; - быть доступной заинтересованным сторонам. 4.2.3 Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необ-ходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны тру-да и другие требования, производственные риски, технологические операции, производст-венные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования. Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации. Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности количественное выра-жение. 4.3 Планирование условий и охраны труда 4.3.1 Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоя-нии процедуры идентификации опасностей для здоровья и безопасности персонала, оценки и контроля рисков, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами (включая продук-цию и услуги подрядчиков), которые организация может контролировать. 4.3.2 Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (ре-естр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при опре-делении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию. 4.3.3 Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии доку-ментально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации. При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учи-тывать: - требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда; - важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуата-ционные и другие потребности хозяйственной деятельности; - ресурсные возможности; - политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предот-вращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; - мнение заинтересованных сторон. 4.3.4 Программа улучшения условий и охраны труда. 4.3.4.1 Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уде-ляя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда: - подготовке программы улучшения условий и охраны труда; - определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников; - разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требо-ваниям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда; - актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля; - выяснению перспективных требований к измерениям в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня, для своевременной их реализации; - выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр. 4.3.4.2 Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматри-вать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая про-грамма должна также предусматривать: - распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показа-телей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организа-ции; - обеспеченность необходимыми ресурсами; - средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи про-граммы. Примечание. Указанная программа улучшения условий и охраны труда может со-держать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъ-емлемую часть системы управления охраной труда. 5. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда 5.1 Структура работ и распределение ответственности 5.1.1 Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (2) возлагаются на руководителя организации (работодателя). 5.1.2 В организации должен быть назначен руководитель (специальный представи-тель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для: - организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом: - обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабо-чих местах и во всех областях деятельности организации; - инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупре-ждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий; - выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда; - выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствова-нию охраны труда; - организации работ по аттестации рабочих мест по охране труда; - проверки выполнения принятых решений; - управления устранением несоответствий; - регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда. Примечание. В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда орга-низации. 5.1.3 Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управ-ления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы. 5.1.4 Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходи-мым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, на-значать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда. Примечание. Под ресурсами подразумевают кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы. 5.1.5 В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления кон-троля за их выполнением, для организации сотрудничества между руководством организа-ции и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законода-тельством (2) создают службы охран труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают обязанности по охране труда, а также создают комитеты (ко-миссии) по охране труда. 5.2 Аттестация рабочих мест по условиям труда При аттестации рабочих мест проводят оценку условий труда и травмобезопасности рабочих мест. При этом учитывают наличие средств коллективной защиты, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и определяют эффективность этих средств. 5.3 Обучение, квалификация и компетентность персонала 5.3.1 Организация должна выявлять потребности в обучении персонала для компе-тентного выполнения работ, включая обучение по охране здоровья и безопасности персона-ла. 5.3.2 Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для выполнения рабочих заданий, которые могут оказывать влияние на охрану труда на рабочих местах. 5.3.3 Организация должна устанавливать методы, подтверждающие наличие у работ-ника соответствующих знаний, касающихся: - обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим за-конодательством (2); - фактических или потенциальных последствий его деятельности на безопасность труда; - понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям техники безопасности, системы управления охраной труда, включая действия работника в аварийных ситуациях; - возможных последствий несоблюдения технологических инструкций. 5.3.4 В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности, риска (на рабочих местах). 5.3.5 Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны: - ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охра-ны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж; - проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструк-тажи; - вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации. 5.4 Идентификация опасностей, оценка, регулирование и контроль риска 5.4.1 Основные положения Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать установленные (доку-ментированные) процедуры, гарантирующие: а) идентификацию опасностей; б) оценку риска; в) регулирование и контроль риска; г) регулярную оценку потребности в действиях, перечисления а) – в). 5.4.2 Идентификация опасностей Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать: а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут при-водить к травме или заболеванию работника; б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой; в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях. Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение: а) организации работ управления их выполнением; б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования; в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (по-мещений); г) приобретаемых товаров и услуг. 5.4.3 Оценка риска Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует оцени-вать и упорядочивать по приоритетам регулирования и контроля на основе оцененных уров-ней риска. Следует оценивать как нормальные условия функционирования, так и случаи откло-нений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями. Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность. Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как база для разработки целей и задач в области охраны труда. 5.4.4 Регулирование и контроль риска Все идентифицированные риски подлежат регулированию и контролю, с учетом при-оритетов применяемых мер. В числе мер по регулированию и контролю риска используют: - исключение опасной работы (процедуры); - замену опасной процедуры; - инженерные методы контроля (диагностики); - административные методы контроля; - средства коллективной и индивидуальной защиты. При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные раз-решения на проведение таких работ. 5.5 Подготовленность к аварийным ситуациям 5.5.1 Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий. 5.5.2 Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий. 5.5.3 Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) ме-роприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготов-ленность персонала к действиям в аварийных ситуациях. 5.6 Передача и обмен информацией Система управления охраной труда организации должна обеспечивать: - передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации; - получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документального оформления; - передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон. 5.7 Документация системы управления охраной труда 5.7.1 Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии. Примечания: 1. Документация может включать утвержденное руководство (положение или дру-гой нормативный документ) по управлению охраной труда. 2. Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее ре-зультативного использования. 5.7.2 Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопрово-ждаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна хра-ниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены мето-ды и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться. 5.7.3 Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля докумен-тации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем чтобы: - документы периодически анализировались, при необходимости, корректировались и переутверждались уполномоченными лицами; - копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управле-ния охраной труда; - отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хране-ния, рассылки и применения или защищались каким- либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование; - архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены. 5.8 Управление производственно- технологическими операциями Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем чтобы га-рантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем: - установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда; - выполнение установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам; - установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответст-вующих требованиях; - разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, про-изводственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая ис-ключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления. 6. Контроль результативности охраны труда 6.1 Методы периодической оценки состояния охраны труда 6.1.1 Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы пе-риодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда. 6.1.2 Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процес-сов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться: - проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда; - измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным пока-зателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда; - регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда; - регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для после-дующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий; - обследования состояния здоровья работников. Примечание. В случаях, определенных законодательством, должен быть обеспечен мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям. 6.1.3 Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять. 6.2 Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные дейст-вия 6.2.1 Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы вы-явления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупреди-тельных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда. 6.2.2 Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия. 6.3 Аварии, несчастные случаи и происшествия 6.3.1 Организация должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение: - сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий; - смягчения последствий аварий, несчастных случаев; - корректирующих и предупредительных действий для исключения фактических или потенциальных несоответствий. Примечание. Предлагаемые корректирующие и предупредительные меры следует оценивать по уровню риска, связанного с их реализацией; - анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий; - обязательного социального страхования работников от несчастного случая на произ-водстве и профессионального заболевания. 6.3.2 Организация должна регистрировать все изменения в документации, обуслов-ленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями. 6.4 Записи и управление записями 6.4.1 Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда, включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы управления охраной труда. 6.4.2 Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разруше-ния, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи. 6.4.3 Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в органи-зации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда тре-бованиям настоящего стандарта. 6.5 Внутренние аудиты системы управления охраной труда 6.5.1 Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и ме-тоды проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда. 6.5.2Внутренние аудиты системы управления охраной труда проводят для: - определения наличия в организации функционирующей системы управления охра-ной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям на-стоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда; - определения качества функционирования системы управления охраной труда, оцен-ки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки; - рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы управ-ления охраной труда; - представления информации по результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда руководству организации. 6.5.3 План проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда дол-жен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыду-щих внутренних проверок системы управления охраной труда. Методы внутренних аудитов системы управления охраной труда должны соответст-вовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит. 6.5.4 По результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда состав-ляют отчеты. 6.5.5 Внутренние аудиты системы управления охраной труда по возможности прово-дят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяе-мой деятельности. Примечание. Термин «независимый» не обязательно означает внешний по отноше-нию к организации. 6.6 Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда 6.6.1 Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством (2). 6.6.2 Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работники представительных органов (2). 7. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда 7.1 Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану тру-да в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функ-ционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда. 7.2 Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся не-обходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку сис-темы. Результаты анализа системы следует документировать. 7.3 Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы. ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное) Библиография (1) Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. |