Среда, 27.11.2024, 11:40
Приветствую Вас, Гость!

Вход | Регистрация

Бизнес-эксперт
Категории каталога
Полный список документов [12]
Здесь находится полный и краткий список документов содержащихся на нашем сайте вместе с ссылками на эти файлы
Нормативная документация [71]
Здесь находится нормативная документация разного рода
ГОСТы [18]
ПОТы [12]
СанПиНы [30]
СНиПы [11]
ЕТКСы, КСы, ТКХ [58]
Типовые инструкции [242]
Инструкции [1]
Инструкции по охране труда при производстве различных видов работ
Все о средствах индивидуальной защиты [143]
актуализировано 05.05.2010 года.
Друзья сайта
КонсультантПлюс Правовой сайт
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 66
Главная » Файлы » ГОСТы

ГОСТ 12.0.006-2002
[ Скачать с сервера (30.4 Kb) ] 23.02.2010, 18:19
Государственный стандарт
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Система стандартов безопасности труда
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА
В ОРГАНИЗАЦИИ

ГОСТ 12.0.006-2002
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 
ГОСТ Р 12.0.006-2002
УДК 658.382.3:006.354
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Система стандартов безопасности труда
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА
В ОРГАНИЗАЦИИ
Occupational safety standards system.
General requirements for occupational health and safety management in organization
ОКСТУ 0012
ОКС 13.100
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН Рабочей группой, созданной Техническим комитетом по стандарти-зации ТК 251 «Безопасность труда» и Всероссийским научно-исследовательским инсти-тутом стандартизации.
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 251 «Безопасность труда» и Департаментом условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Рос-сийской Федерации.
2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 29 мая 2002 г. № 221-ст.
3. Настоящий стандарт гармонизирован с международным стандартом OH-SAS 18001-99
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
 
Введение
Многие организации проявляют заинтересованность в эффективности и демонст-рации возможностей управления охраной труда (охраной здоровья и безопасностью) ра-ботников (персонала). Это делается в условиях ужесточения законодательства в области охраны труда и реформирования экономики.
Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ря-ду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружающей среды) В основе методологии создания и функционирования систем управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй – выполняй – контролируй - совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении деятельности. Модель такого подхода приведена на рисунке.
Известный британский стандарт BS 8800-96 «Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала» (Guide to Occupational health and safety man-agement systems) и разработанный на его основе международный стандарт OHSAS 18001-99 (аббревиатура OHSAS- Occupational Health and Safety Assessment Series) «Системы управле-ния охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования» ориентированы на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента) организации.
 
Настоящий государственный стандарт содержит требования к системам управления охраной труда в организации, стандарт гармонизирован с международным стандартом OH-SAS 18001-991. Следует отметить, что создание системы не является обязательным, а опре-деляется лишь намерениями организации совершенствовать свою деятельность в области охраны труда.
Система управления охраной труда, соответствующая требованиям настоящего стан-дарта, предназначена для реализации организацией своей политики и задач в области охраны труда и оценки ее деятельности в этой области сторонними организациями.

1) Международный стандарт OHSAS 18001-99 разработан при участии националь-ных органов по стандартизации ряда стран (Великобритания, Япония, ЮАР, Ирландия), фирм и исследовательских организаций.

Стандарт является общетехническим, устанавливающим требования к элементам сис-темы управления охраной труда. Требования стандарта применимы к организациям всех ти-пов и размеров, независимо от конкретного сектора экономики (отрасли промышленности). На разработку и внедрение системы управления охраной труда оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда.
Успех функционирования системы зависит от обязательств, взятых на себя на всех уровнях управления, всеми подразделениями организации, особенно ее руководством (рабо-тодателем).
Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть объективно провере-ны в целях самооценки, самодекларации или сертификации.
1. Область применения.
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к управлению работами по ох-ране труда в организации.
Требования, содержащиеся в настоящем стандарте, применимы к любой организации независимо от ее организационно-правовой формы, которая намерена:
- создавать систему управления охраной труда;
- обеспечивать внедрение, функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда;
- проводить сертификацию системы управления охраной труда;
- проводить самооценку и самодекларацию соответствия требованиям охраны труда и настоящего стандарта.
Требования настоящего стандарта являются обязательными для системы управления охраной труда организации.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ 12.0.002-80 «Система стандар-тов безопасности Труда. Термины и определения».
 
3. Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими опреде-лениями:
3.1 авария: Разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, некон-тролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
3.2 аттестация рабочих мест по условиям труда: Система анализа и оценки состоя-ния условий труда на рабочих местах для проведения оздоровительных мероприятий, озна-комления работающих с условиями труда, сертификации работ по охране труда на производственных объектах, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда (1).
3.3 безопасность: Состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персо-нала находится на приемлемом уровне.
3.4 безопасность производственного процесса: По ГОСТ 12.0.002-80.
3.5 безопасные условия труда: Условия труда, при которых воздействие на рабо-тающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воз-действия не превышают установленные нормативы.
3.6 заинтересованная сторона: Лицо или группа лиц, заинтересованное в результа-тивности охраны труда или испытывающее ее влияние.
3.7 компетентность: Демонстрируемая способность применять знания и навыки.
3.8 несоответствие: Какое-либо отклонение от стандартов, технических регламентов, принятой практики и процедур выполнения работ и др., которые могут привести непосредственно или косвенно к несчастному случаю, материальному ущербу, ухудшению условий рабочего места или к различным сочетаниям этих факторов.
3.9 происшествие: Событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю.
3.10 несчастный случай: Нежелательное событие, приводящее к смертельному исхо-ду, травме или заболеванию работника.
3.11 организация работ по охране труда: Система взаимоувязанных мероприятий, направленных на обеспечение охраны труда.
3.12 охрана труда: Система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организа-ционно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (2).
3.13 результативность: Измеримые результаты функционирования системы управ-ления охраной труда, относящиеся к контролю и управлению рисками для здоровья и безо-пасности персонала и основывающиеся на политике охраны труда организации, ее целях и задачах.
3.14 риск для здоровья и безопасности персонала: Вероятность и последствия реа-лизации опасного для здоровья и безопасности персонала события.
Примечание. При использовании в настоящем стандарте термина «риск» под ним подразумевают риск для здоровья и безопасности персонала. 
3.15 сертификация работ по охране труда в организациях: Деятельность органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации государственным нормативным требованиям охраны труда (3).
3.16 система управления охраной труда: Часть общей системы управления (ме-неджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.
Примечание. Система включает организационную структуру, деятельность по пла-нированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ресурсы для разра-ботки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.
3.17 средства индивидуальной и коллективной защиты работников: Технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (2).
3.18 травмобезопасность: Соответствие рабочих мест требованиям безопасности труда, исключающим травмирование работающих в условиях, установленных норматив-ными правовыми актами по охране труда (1).
3.19 требования безопасности труда, требования безопасности: По ГОСТ 12.0.002-80.
3.20 условия труда: Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (2).
4. Требования к системе управления охраной труда
4.1 Общие требования
4.1.1 Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной тру-да в соответствии с установленными требованиями.
4.1.2 При создании системы управления охраной труда необходимо:
- определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих го-сударственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организа-цию;
- выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или пла-нируемых видов деятельности, с тем, чтобы определять наиболее существенные воздействия на условия и охрану труда;
- определять политику организации в области охраны труда;
- определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
- разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленных задач.
4.1.3 Система управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых показателей;
- возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
- внутренний аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирова-ния, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последо-вательное совершенствование;
- возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
- возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.
4.2 Политика организации в области охраны труда
4.2.1 Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно: 
- определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда;
- обеспечивать доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на всех уровнях управления и ее реализацию;
- периодически рассматривать (анализировать) и корректировать политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.
4.2.2 Политика организации в области охраны труда должна:
- определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;
- соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с хозяйст-венными целями организации;
- включать обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда и государ-ственным нормативным требованиям охраны труда;
- включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению усло-вий и охраны труда, формированию общественных органов и служб охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;
- предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;
- быть доступной заинтересованным сторонам.
4.2.3 Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необ-ходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны тру-да и другие требования, производственные риски, технологические операции, производст-венные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.
Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.
Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности количественное выра-жение.
4.3 Планирование условий и охраны труда
4.3.1 Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоя-нии процедуры идентификации опасностей для здоровья и безопасности персонала, оценки и контроля рисков, связанных с ее деятельностью, продукцией и услугами (включая продук-цию и услуги подрядчиков), которые организация может контролировать.
4.3.2 Организация должна формировать и своевременно корректировать перечень (ре-естр) факторов, влияющих на охрану труда, которые она может контролировать и на которые она может воздействовать. Организация должна устанавливать приоритеты, выявлять те факторы, которые оказывают или могут оказывать значительные воздействия на условия и охрану труда, и гарантировать принятие во внимание этих факторов при опре-делении целей в области охраны труда. Организация должна постоянно актуализировать эту информацию.
4.3.3 Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии доку-ментально оформленные цели и задачи по охране труда для каждого подразделения и уровня управления организации.
При установлении и анализе целей и задач по охране труда организация должна учи-тывать:
- требования законодательных актов, государственные нормативные требования и другие требования охраны труда; 
- важные факторы охраны труда, технологические варианты, финансовые, эксплуата-ционные и другие потребности хозяйственной деятельности;
- ресурсные возможности;
- политику организации в области охраны труда, включая обязательство по предот-вращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- мнение заинтересованных сторон.
4.3.4 Программа улучшения условий и охраны труда.
4.3.4.1 Руководство, несущее ответственность за охрану труда в организации, должно определять и документально оформлять программу улучшения условий и охраны труда, уде-ляя внимание следующим действиям по реализации требований охраны труда:
- подготовке программы улучшения условий и охраны труда;
- определению и приобретению необходимых средств управления производственными процессами, оборудования (включая компьютеры, контрольно-измерительную аппаратуру), средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- разъяснению работникам степени соответствия рабочих мест установленным требо-ваниям условий и охраны труда, а также приобретению работниками навыков, необходимых для достижения требуемого уровня безопасности труда;
- актуализации, если это необходимо, методов управления охраной труда и средств контроля;
- выяснению перспективных требований к измерениям в области охраны труда, включая оценку возможностей превышения современного технического уровня, для своевременной их реализации;
- выявлению и контролю вредных и опасных производственных факторов и работ, при наличии которых необходим предварительный и периодический медицинский осмотр.
4.3.4.2 Программу улучшения условий и охраны труда следует регулярно пересматри-вать с запланированными интервалами. При необходимости программа должна учитывать изменения в деятельности организации (в том числе изменения технологических процессов и оборудования), изменения оказываемых услуг или условий функционирования. Такая про-грамма должна также предусматривать:
- распределение ответственности за достижение целей и задач, нормативных показа-телей условий и охраны труда для каждого подразделения и уровня управления в организа-ции;
- обеспеченность необходимыми ресурсами;
- средства и сроки, в которые должны быть достигнуты цели и решены задачи про-граммы.
Примечание. Указанная программа улучшения условий и охраны труда может со-держать ссылки на соответствующие документированные методы, составляющие неотъ-емлемую часть системы управления охраной труда.
5. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда
5.1 Структура работ и распределение ответственности
5.1.1 Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации (2) возлагаются на руководителя организации (работодателя).
5.1.2 В организации должен быть назначен руководитель (специальный представи-тель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для:
- организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в соответствии с настоящим стандартом:
- обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабо-чих местах и во всех областях деятельности организации;
- инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупре-ждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;
- выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;
- выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствова-нию охраны труда;
- организации работ по аттестации рабочих мест по охране труда;
- проверки выполнения принятых решений;
- управления устранением несоответствий;
- регулярного представления отчетности о функционировании системы управления охраной труда с целью анализа и использования ее руководством организации для совершенствования системы управления охраной труда.
Примечание. В обязанности представителя руководства может также входить поддержание связи с органами государственного и общественного контроля за охраной труда, другими заинтересованными сторонами по вопросам условий и охраны труда орга-низации.
5.1.3 Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управ-ления охраной труда должны быть определены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляющих, выполняющих и проверяющих работы.
5.1.4 Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходи-мым для управления охраной труда, обеспечивать контроль за использованием ресурсов, на-значать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.
Примечание. Под ресурсами подразумевают кадры с их специальными знаниями и опытом, технические и финансовые ресурсы.
5.1.5 В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления кон-троля за их выполнением, для организации сотрудничества между руководством организа-ции и работниками (персоналом) по охране труда в соответствии с действующим законода-тельством (2) создают службы охран труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают обязанности по охране труда, а также создают комитеты (ко-миссии) по охране труда.
5.2 Аттестация рабочих мест по условиям труда
При аттестации рабочих мест проводят оценку условий труда и травмобезопасности рабочих мест. При этом учитывают наличие средств коллективной защиты, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты и определяют эффективность этих средств.
5.3 Обучение, квалификация и компетентность персонала
5.3.1 Организация должна выявлять потребности в обучении персонала для компе-тентного выполнения работ, включая обучение по охране здоровья и безопасности персона-ла.
5.3.2 Работники должны быть обучены с учетом специфики выполняемых работ, иметь соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для выполнения рабочих заданий, которые могут оказывать влияние на охрану труда на рабочих местах.
5.3.3 Организация должна устанавливать методы, подтверждающие наличие у работ-ника соответствующих знаний, касающихся:
- обязанностей работника в области охраны труда в соответствии с действующим за-конодательством (2);
- фактических или потенциальных последствий его деятельности на безопасность труда;
- понимания ответственности за соответствие его действий политике организации в области охраны труда, требованиям техники безопасности, системы управления охраной труда, включая действия работника в аварийных ситуациях;
- возможных последствий несоблюдения технологических инструкций.
5.3.4 В процессе обучения работников и проверки их знаний по охране труда должны приниматься во внимание различные уровни ответственности, требуемой компетентности, риска (на рабочих местах).
5.3.5 Служба охраны труда или работник, на которого возложены (наряду с основной работой) обязанности по охране труда, должны:
- ознакомить работников с состоянием охраны труда в организации, в том числе охра-ны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;
- проводить с работниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструк-тажи;
- вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.
5.4 Идентификация опасностей, оценка, регулирование и контроль риска
5.4.1 Основные положения
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать установленные (доку-ментированные) процедуры, гарантирующие:
а) идентификацию опасностей;
б) оценку риска;
в) регулирование и контроль риска;
г) регулярную оценку потребности в действиях, перечисления а) – в).
5.4.2 Идентификация опасностей
Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:
а) ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые потенциально могут при-водить к травме или заболеванию работника;
б) причины возникновения потенциального заболевания, связанного с выполняемой работой, продукцией или услугой;
в) сведения о ранее имевших место травмах, заболеваниях или происшествиях.
Идентификация опасностей процессов должна включать рассмотрение:
а) организации работ управления их выполнением;
б) проектирования рабочих мест, технологических процессов, оборудования;
в) монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (по-мещений);
г) приобретаемых товаров и услуг.
5.4.3 Оценка риска
Все риски, связанные с каждой из идентифицированных опасностей, следует оцени-вать и упорядочивать по приоритетам регулирования и контроля на основе оцененных уров-ней риска.
Следует оценивать как нормальные условия функционирования, так и случаи откло-нений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями.
Оценке подвергают текущую, прошлую и будущую деятельность.
Риски, которые признаны неприемлемыми, должны быть использованы как база для разработки целей и задач в области охраны труда.
5.4.4 Регулирование и контроль риска
Все идентифицированные риски подлежат регулированию и контролю, с учетом при-оритетов применяемых мер.
В числе мер по регулированию и контролю риска используют:
- исключение опасной работы (процедуры);
- замену опасной процедуры;
- инженерные методы контроля (диагностики);
- административные методы контроля;
- средства коллективной и индивидуальной защиты.
При выполнении работ с высоким уровнем риска должны даваться письменные раз-решения на проведение таких работ.
5.5 Подготовленность к аварийным ситуациям
5.5.1 Организация должна разрабатывать и обеспечивать практическое использование методов выявления возможностей возникновения аварийных ситуаций, а также методов реагирования на них путем предотвращения или смягчения их последствий, сокращения несчастных случаев и заболеваемости на производстве, связанных с последствиями аварий.
5.5.2 Организация должна иметь планы действий персонала в возможных аварийных ситуациях, ликвидации их последствий.
5.5.3 Организация должна анализировать и корректировать (при необходимости) ме-роприятия по подготовленности к аварийным ситуациям, их предотвращения и ликвидации последствий. Организация также должна периодически проверять практическую подготов-ленность персонала к действиям в аварийных ситуациях.
5.6 Передача и обмен информацией
Система управления охраной труда организации должна обеспечивать:
- передачу информации об условиях и охране труда между различными уровнями управления и подразделениями организации;
- получение необходимой информации по охране труда от внешних заинтересованных организаций, ее документального оформления;
- передачу информации по условиям и охране труда для заинтересованных сторон.
5.7 Документация системы управления охраной труда
5.7.1 Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.
Примечания:
1. Документация может включать утвержденное руководство (положение или дру-гой нормативный документ) по управлению охраной труда.
2. Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее ре-зультативного использования.
5.7.2 Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопрово-ждаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна хра-ниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены мето-ды и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.
5.7.3 Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля докумен-тации и контроля данных, требуемых настоящим стандартом, с тем чтобы:
- документы периодически анализировались, при необходимости, корректировались и переутверждались уполномоченными лицами;
- копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управле-ния охраной труда;
- отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хране-ния, рассылки и применения или защищались каким- либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;
- архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.
5.8 Управление производственно- технологическими операциями
Организация должна определять те операции и виды деятельности, которые связаны с выявленными опасностями и факторами охраны труда, согласующимися с ее политикой и целями в области охраны труда. Организация должна планировать эти виды деятельности, включая техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт оборудования, с тем чтобы га-рантировать выполнение соответствующих нормативных требований охраны труда путем:
- установления и обеспечения выполнения процедур, направленных на устранение отклонений от политики организации, целей и задач в области охраны труда;
- выполнение установленных функциональных критериев (нормативных требований) к процессам;
- установления и обеспечения использования методов выявления рисков, связанных с работой оборудования, используемым сырьем, комплектующими, услугами, получаемыми и используемыми организацией, и информирования поставщиков и подрядчиков о соответст-вующих требованиях;
- разработки и использования методов проектирования оснащения рабочих мест, про-изводственных процессов, оборудования с учетом требований эргономики, обеспечивая ис-ключение или снижение производственного риска непосредственно в месте его проявления.
6. Контроль результативности охраны труда
6.1 Методы периодической оценки состояния охраны труда
6.1.1 Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы пе-риодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда.
6.1.2 Организация должна разрабатывать и обеспечивать функционирование процес-сов регулярного слежения, измерения и регистрации результативности операций, способных воздействовать на условия труда. Эти процессы должны касаться:
- проведения необходимых качественных и количественных оценок в соответствии с установленными требованиями, целями организации в области охраны труда;
- измерения результатов соответствия установленным критериям (нормативным пока-зателям) функционирования и государственным нормативным требованиям охраны труда;
- регистрации несчастных случаев, профессиональных заболеваний, происшествий и других свидетельств недостаточной эффективности системы управления охраной труда;
- регистрации данных и результатов контроля и измерений, достаточных для после-дующего проведения анализа результатов оперативного контроля за соответствием целям охраны труда и выработки необходимых корректирующих и предупредительных действий;
- обследования состояния здоровья работников.
Примечание. В случаях, определенных законодательством, должен быть обеспечен мониторинг и регистрация данных о здоровье работников, подвергающихся определенным опасностям.
6.1.3 Организация должна располагать данными о нормативных требованиях поверки оборудования и аппаратуры контроля, измерения и обеспечивать своевременное техническое обслуживание и поверку этих средств. Запись о проведенных поверках следует регистрировать и сохранять.
6.2 Несоответствия, проверочные, корректирующие и предупредительные дейст-вия
6.2.1 Организация должна устанавливать и своевременно корректировать методы вы-явления и анализа несоответствий, принятия мер для смягчения последствий их проявления, а также по инициированию и выполнению проверочных, корректирующих и предупреди-тельных действий. Любое корректирующее или предупредительное действие, предпринятое для устранения причин действительного или потенциального несоответствия, должно быть соразмерно выявленному уровню воздействия на условия и охрану труда.
6.2.2 Организация должна осуществлять своевременную корректировку документированных методов, связанных с проверочными, корректирующими и предупредительными действиями, а также регистрировать эти действия.
6.3 Аварии, несчастные случаи и происшествия
6.3.1 Организация должна разрабатывать процедуры и обеспечивать выполнение:
- сбора данных и проведения анализа аварий, несчастных случаев, происшествий и других несоответствий;
- смягчения последствий аварий, несчастных случаев;
- корректирующих и предупредительных действий для исключения фактических или потенциальных несоответствий.
Примечание. Предлагаемые корректирующие и предупредительные меры следует оценивать по уровню риска, связанного с их реализацией;
- анализа результативности предпринятых корректирующих и предупредительных действий;
- обязательного социального страхования работников от несчастного случая на произ-водстве и профессионального заболевания.
6.3.2 Организация должна регистрировать все изменения в документации, обуслов-ленные предпринятыми корректирующими и предупредительными действиями.
6.4 Записи и управление записями
6.4.1 Организация должна разрабатывать и поддерживать методы ведения записей по охране труда, включая сведения об обучении и инструктажах работников, о результатах внутренних аудитов охраны труда, результатах анализа руководством системы управления охраной труда.
6.4.2 Записи по охране труда должны быть четкими, определенными, отражающими все виды деятельности организации, доступными и иметь защиту от повреждения, разруше-ния, а также должны сохраняться в течение установленного срока. Сроки хранения должны быть указаны на документах, содержащих записи.
6.4.3 Записи следует актуализировать и хранить в порядке, установленном в органи-зации, для анализа и подтверждения соответствия состояния управления охраной труда тре-бованиям настоящего стандарта.
6.5 Внутренние аудиты системы управления охраной труда
6.5.1 Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и ме-тоды проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда.
6.5.2Внутренние аудиты системы управления охраной труда проводят для:
- определения наличия в организации функционирующей системы управления охра-ной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям на-стоящего стандарта, положениям политики в области охраны труда;
- определения качества функционирования системы управления охраной труда, оцен-ки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;
- рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы управ-ления охраной труда;
- представления информации по результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда руководству организации.
6.5.3 План проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда дол-жен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыду-щих внутренних проверок системы управления охраной труда.
Методы внутренних аудитов системы управления охраной труда должны соответст-вовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.
6.5.4 По результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда состав-ляют отчеты.
6.5.5 Внутренние аудиты системы управления охраной труда по возможности прово-дят лица, не несущие прямой ответственности за охрану труда и не зависимые от проверяе-мой деятельности.
Примечание. Термин «независимый» не обязательно означает внешний по отноше-нию к организации.
6.6 Государственный и общественный контроль за соблюдением требований охраны труда
6.6.1 Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляет федеральная инспекция труда в соответствии с законодательством (2).
6.6.2 Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы и иные уполномоченные работники представительных органов (2).
7. Рассмотрение (анализ) руководством организации функционирования системы управления охраной труда
7.1 Руководство организации (работодатель), несущее ответственность за охрану тру-да в организации, должно через определенные промежутки времени анализировать функ-ционирование системы управления охраной труда с целью обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.
7.2 Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся не-обходимая информация собрана и позволяет руководству вынести объективную оценку сис-темы. Результаты анализа системы следует документировать.
7.3 Результаты анализа системы используют для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах в управлении охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Библиография
(1) Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Категория: ГОСТы | Добавил: biznes-ekspert
Просмотров: 2738 | Загрузок: 978 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024