Разработана Государственным научно - исследовательским институтом
автомобильного транспорта.
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта
Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16.
Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и
дорожного хозяйства 7 августа 1995
г.
Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.
Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями
Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране
труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране
труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе
Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.
Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов
автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране
труда для подчиненных им работников.
В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В.,
Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В.
(Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз
работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).
1. Введение
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования
безопасности при работе в котельных.
1.2. Персонал котельной (машинист, кочегар, оператор, далее -
машинист) должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе
данной, и инструкций, разработанных с учетом требований, изложенных в типовых
инструкциях по охране труда:
при передвижении по территории и производственным помещениям
автотранспортного предприятия (Инструкция N 20);
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция N
23).
Заметив нарушение требований безопасности другим работником,
машинист должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Машинист должен выполнять также указания представителя
совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного
(доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Машинист должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь
пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной
помощи при несчастных случаях.
Машинист не должен приступать к выполнению разовых работ, не
связанных с прямыми его обязанностями по специальности, без получения целевого
инструктажа.
2. Общие требования безопасности
2.1. К самостоятельной работе в котельной допускаются лица не
моложе 18 лет, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем
месте по охране труда, обученные безопасным методам работы и имеющие
соответствующее удостоверение.
2.2. Машинист, не прошедший своевременно повторный инструктаж по
охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по
безопасности труда, не должен приступать к работе.
2.3. При поступлении на работу машинист котельной должен
проходить предварительный медосмотр, а в дальнейшем периодические медосмотры в
сроки, установленные Минздравмедпромом России.
2.4. Машинист котельной обязан соблюдать правила внутреннего
трудового распорядка, принятые на предприятии.
2.5. Продолжительность рабочего времени машиниста котельной не
должна превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется
правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности,
утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
2.6. Машинист котельной должен знать, что наиболее опасными и
вредными факторами, которые могут действовать на него в процессе работы,
являются: пар; оборудование; вредные газы и пыль.
2.6.1. Оборудование (котлы). При неправильной эксплуатации может
повыситься давление и произойти взрыв, в результате которого возможны травмы
(ожоги).
2.6.2. Вредные газы и пыль выделяются при сгорании топлива в
котлах (особенно угля и торфа).
Основными вредными газами являются: оксид углерода, оксиды азота,
углеводороды, оксиды серы и т.п., а также угольная пыль. Попадая вместе с
вдыхаемым воздухом в организм человека, газы могут привести к отравлению, а
пылевидные частицы - к поражению верхних дыхательных путей.
2.7. Машинист котельной должен пользоваться тем инструментом и
приспособлениями, обращению с которыми обучен и проинструктирован.
2.8. Машинист котельной должен работать в специальной одежде и
использовать другие средства индивидуальной защиты.
2.9. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной
выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной
защиты машинисту котельной выдаются:
при работе котельной на твердом минеральном топливе:
при механической загрузке:
костюм хлопчатобумажный;
рукавицы комбинированные;
очки защитные;
при ручной загрузке:
костюм хлопчатобумажный с огнезащитной пропиткой;
ботинки кожаные;
рукавицы комбинированные;
очки защитные;
при работе на дровах и других видах топлива:
фартук хлопчатобумажный;
рукавицы комбинированные.
2.10. Машинист котельной должен соблюдать правила пожарной
безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается
только в специально отведенных местах.
2.11. Машинист котельной во время работы не должен оставлять
работающий котел без наблюдения.
2.12. О неисправностях оборудования, приспособлений и
инструмента, а также средств индивидуальной защиты и других нарушениях требований
безопасности машинист котельной должен немедленно сообщить своему
непосредственному руководителю и не приступать к работе до их устранения.
2.13. Машинист котельной должен соблюдать правила личной гигиены.
Перед приемом пищи, курением и по окончании работы необходимо мыть руки с
мылом.
2.14. За невыполнение требований инструкций, разработанных на
основе данной и указанных в п. 1.2, машинист котельной несет ответственность
согласно действующему законодательству.
3. Требования безопасности перед началом работы
3.1. Перед началом работы машинист котельной обязан:
3.1.1. Принять дежурство.
3.1.2. Надеть средства индивидуальной защиты.
3.1.3. Проверить исправность обслуживаемых котлов и оборудования,
наличие и исправность аварийного освещения и сигнализации, показания приборов и
сделать об этом запись в журнале приема - сдачи дежурства.
4. Требования безопасности во время работы
4.1. Машинист котельной при подготовке котла к растопке должен
проверить:
исправность топки и газоходов, запорных и регулирующих устройств;
исправность контрольно - измерительных приборов, арматуры,
питательных устройств, вентиляторов, а также наличие естественной тяги;
исправность оборудования для сжигания топлива;
заполнение котла водой;
держится ли уровень воды в котле и нет ли подтекания воды через
соединения, фланцы, лючки и арматуру;
нет ли заглушек перед предохранительными клапанами и после них,
на паро-, мазуто- и газопроводах, на питательной спускной и продувочной линиях.
Перед растопкой котла провентилировать топку в течение 10 - 15
минут.
4.2. При подготовке к растопке котла, работающего на газовом
топливе, дополнительно:
проверить исправность газопровода и установленных на нем кранов и
задвижек (вся запорная арматура на газопроводах должна быть закрыта, а краны на
продувочных газопроводах открыты);
продуть газопровод через продувочную свечу, постепенно открывая
задвижку на ответвлении газопровода к котлу, убедиться в отсутствии
взрывоопасной смеси в газопроводе (газоанализатором), после чего свечу закрыть;
убедиться в отсутствии утечки газа из газопровода и газового
оборудования и арматуры путем обмыливания их. Пользоваться для этой цели
открытым огнем запрещается;
проверить по манометру давление газа;
отрегулировать тягу растапливаемого котла, установив разрежение в
топке 2 - 3 мм
водяного столба.
4.3. Зажигая газ в горелке запальником, медленно открывая
задвижку, начать подачу воздуха, затем увеличить подачу газа и воздуха.
Если до розжига горелки погаснет запальник, то необходимо
немедленно перекрыть подачу газа, вынуть запальник, провентилировать топку и
газоходы в течение 10 - 15 минут и только после этого приступить повторно к
розжигу горелки.
Если при розжиге зажженная горелка погаснет, необходимо также
перекрыть подачу газа, провентилировать в течение 10 - 15 минут топку и
газоходы, после чего приступить к повторному розжигу горелки.
4.4. Перед растопкой котла, работающего на жидком топливе,
температура топлива должна быть доведена до величины, установленной в
инструкции.
4.5. Машинисту котельной запрещается:
зажигать в топке погасший газ без предварительной вентиляции
топки и газоходов.
4.6. При розжиге котла, работающего на жидком топливе, машинист
должен:
при паровом распылении жидкого топлива ввести зажженный
растопочный факел в топку, затем подать пар к форсунке, а затем топливо;
при механическом распылении мазута ввести зажженный растопочный
факел, включить автоматику розжига, медленно открывая вентиль, подать мазут в
топку;
после воспламенения мазута отрегулировать горение; растопочный
факел следует удалять из топки, только когда горение станет устойчивым;
закрыть предохранительный клапан или воздушный вентиль и открыть
продувочный вентиль, если из открытого предохранительного клапана или вентиля
пойдет пар.
4.7. Перед включением котла в работу машинист котельной должен
произвести:
проверку исправности действия предохранительных клапанов,
водоуказательных приборов, манометра и питательных устройств;
проверку показаний сниженных указателей уровня воды по указателям
уровня воды прямого действия;
проверку и включение автоматики безопасности, сигнализаторов и
аппаратуры автоматического управления котлом;
продувку котла.
4.8. Во время работы котла машинист должен:
поддерживать нормальный уровень воды в котле, при этом нельзя
допускать, чтобы уровень воды опускался ниже допустимого низшего уровня или
поднимался выше допустимого верхнего уровня; поддерживать нормальное давление
пара;
поддерживать нормальную температуру перегретого пара, а также
питательной воды;
поддерживать нормальную работу горелок (форсунок); не реже одного
раза в смену проверять исправность действия манометра путем продувки с помощью
трехходового крана;
проверять продувкой исправность водоуказательных приборов и
предохранительных клапанов в сроки, указанные в инструкции по эксплуатации
котла;
держать дверцы котла закрытыми;
прекратить обдувку котла, если во время ее проведения происходит
выбивание газов через люки.
4.9. Машинисту котла запрещается:
заклинивать или дополнительно нагружать предохранительные
клапаны;
продолжать работу котла при неисправных или неотрегулированных
предохранительных клапанах;
производить обдувку котла при выявлении неисправностей обдувочной
арматуры и котла;
открывать и закрывать арматуру ударами молотка или других
предметов;
применять для растопки котла, работающего на твердом топливе,
легковоспламеняющиеся жидкости; при работе котла производить подчеканку швов,
заварку элементов котла и т.п.;
находиться вблизи шлаковых затворов при их открытии;
стоять против дверей котла при его обдуве;
оставлять работающий котел, даже на короткое время, без надзора и
допускать в помещение котельной посторонних лиц;
загромождать помещение котельной посторонними материалами и
предметами.
4.10. Остановка котла во всех случаях, кроме аварийной остановки,
должна производиться только после получения на это распоряжения администрации
предприятия.
4.11. При остановке котла машинист обязан:
поддерживать уровень воды в котле выше среднего рабочего
положения;
прекратить подачу топлива в топку; отключить котел от
паропроводов после полного прекращения горения в топке, при наличии
пароперегревателя открыть продувку; если после отключения котла давление в
котле повышается, следует усилить продувку;
произвести охлаждение элементов котла до +25 град. C или ниже и
спустить воду.
4.12. При остановке котла, работающего на твердом топливе,
машинист должен:
дожечь при уменьшенном дутье и тяге остатки топлива; прекратить
дутье и уменьшить тягу; очистить топку и бункер; прекратить тягу, закрыв
дымовую заслонку, топочные и поддувальные дверцы.
4.13. При останове котла, работающего на газовом топливе,
машинист должен:
уменьшить, а затем совсем прекратить подачу газа к горелкам, а
затем и воздуха (при инжекционных горелках сначала воздуха, а затем газа);
открыть продувочную свечу на отводе и провентилировать топку и газоходы.
4.14. При остановке котла, работающего на жидком топливе,
машинист должен:
закрыть подачу топлива в форсунку; прекратить подачу пара или
воздуха;
провентилировать топку, газоходы, после чего закрыть дутье и
тягу.
4.15. Работы, связанные с нахождением людей внутри котла, могут
производиться только по письменному разрешению (по наряду - допуску) начальника
котельной или лица, на которого возложена ответственность за безопасную
эксплуатацию котлов, с принятием необходимых мер безопасности и записью в журнале
приема - сдачи дежурств.
5. Требования безопасности в аварийных ситуациях
5.1. Машинист котельной должен немедленно остановить котел
(аварийно) и сообщить об этом работодателю, если:
перестало действовать более 50% предохранительных клапанов или
заменяющих их устройств;
давление в котле повысилось более чем на 10% против допустимого и
продолжает расти, несмотря на прекращение подачи топлива, уменьшение тяги и
дутья и усиленное питание водой;
произошла утечка воды из котла; подпитка котла водой при этом
запрещена;
уровень воды быстро снижается, несмотря на усиленное питание
котла водой;
уровень воды поднялся выше допустимого и продувкой котла не
удается снизить его;
прекращено действие всех питательных устройств; прекращено
действие всех водоуказательных приборов;
в основных элементах котла (барабане, коллекторе, камере, жаровой
трубе, огневой коробке, кожухе топки, трубной решетке, внешнем сепараторе,
паропроводе) обнаружены трещины, вспучивание, пропуски в сварных швах, обрывы
двух или более находящихся рядом связей;
обнаружена загазованность котельной, работающей на газе;
произошел взрыв газовоздушной смеси в топке котла или газоходах;
прекращена подача электроэнергии при искусственной тяге;
возник пожар в котельной.
5.2. При аварийной остановке котла машинист должен:
прекратить подачу топлива и воздуха, резко ослабить тягу;
быстро удалить горящее топливо из топки, в исключительных
случаях, при невозможности сделать это, горящее твердое топливо залить водой,
наблюдая за тем, чтобы струя воды не попала на стенки котла и обмуровку;
после прекращения горения открыть дымовую заслонку и топочные
дверцы;
отключить котел от паропровода;
выпустить пар через приподнятые предохранительные клапаны или
аварийный вентиль.
5.3. При возникновении пожара в котельной машинист должен:
немедленно вызвать пожарную охрану, сообщить об этом работодателю
и принять меры по тушению пожаров;
немедленно отключить газопровод газовой котельной с помощью
задвижки, установленной вне помещения;
если пожар в котельной не удается быстро ликвидировать,
остановить котлы в аварийном порядке, усиленно питая их водой и выпуская пар;
при остановке котла из-за загорания сажи или уноса топлива
немедленно прекратить подачу топлива и воздуха в топку, перекрыть тягу,
остановив дымососы и вентиляторы и полностью перекрыть воздушные и газовые
заслонки.
5.4. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был,
машинист котельной должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему
оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить пострадавшего
в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим машинистом котельной, он
должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся
работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
6. Требования безопасности по окончании работ
6.1. По окончании работ машинист обязан:
6.1.1. Сдать дежурство по котельной, сделав отметку в журнале.
6.1.2. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в
предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие
средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт.
6.1.3. Вымыть руки с мылом и принять душ.
6.1.4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы,
известить своего непосредственного руководителя.
РЕКОМЕНДАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫМ
ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ТИПОВЫХ
ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Представленные типовые инструкции по охране труда для основных
профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном
транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и методическими
документами предна