Разработана Государственным научно - исследовательским институтом
автомобильного транспорта.
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта
Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16.
Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и
дорожного хозяйства 7 августа 1995
г.
Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.
Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями
Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране
труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране
труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе
Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.
Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов
автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране
труда для подчиненных им работников.
В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В.,
Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В.
(Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз
работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).
1. Введение
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования
безопасности к работе водителя автомобиля (далее - водителя).
1.2. Водитель должен выполнять требования инструкции,
разработанной на основе данной, и инструкций, разработанных с учетом
требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:
при вывешивании автомобиля и работ под ним (Инструкция N 17);
при снятии и установке колес автомобиля (Инструкция N 18);
при буксировке, сцепке, расцепке автомобилей или автомобиля,
прицепа, полуприцепа (Инструкция N 19);
при передвижении по территории и производственным помещениям
автотранспортного предприятия (Инструкция N 20);
по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов (Инструкция N
23).
Заметив нарушение требований безопасности любым работником,
водитель должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Водитель должен также выполнять указания представителя
совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного
(доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.
Водитель должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь
пострадавшему в соответствии с Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной
помощи при несчастных случаях.
Водитель не должен приступать к выполнению разовых работ, не
связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого
инструктажа по охране труда.
2. Общие требования безопасности
2.1. К управлению автомобилем допускаются лица, имеющие
соответствующее водительское удостоверение, прошедшие вводный инструктаж и
первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда.
2.2. Водитель, не прошедший своевременно повторный инструктаж по
охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца) и ежегодную проверку знаний по
безопасности труда, не должен приступать к работе.
2.3. Водитель должен соблюдать правила внутреннего трудового
распорядка, принятые на предприятии.
2.4. Продолжительность рабочего времени водителя не должна
превышать 40 ч в неделю.
Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется
правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности,
утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.
2.5. Водитель должен знать, что наиболее опасными факторами,
которые могут действовать на него в процессе выполнения работ, являются:
вывешенный автомобиль или его агрегаты;
горячая вода и пар;
легковоспламеняющиеся вещества;
газы и другие токсичные вещества;
этилированный бензин;
оборудование, инструмент, приспособления;
падение водителя в результате его неосторожных действий при
выходе из кабины и передвижении по территории.
2.5.1. Автомобиль, вывешенный только подъемным механизмом,
представляет собой большую опасность, так как может упасть и придавить
водителя.
2.5.2. Горячая охлаждающая жидкость, вода и пар при попадании на
кожный покров вызывают ожоги.
2.5.3. Легковоспламеняющиеся вещества (пары, газы), в процессе
обращения с которыми нарушаются правила безопасности, могут стать причиной
пожара и взрыва.
2.5.4. Газы и другие токсичные вещества (бутан, оксиды азота,
оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадая через органы дыхания в
организм человека, приводят к тяжелым отравлениям.
2.5.5. Этилированный бензин действует отравляюще на организм при
вдыхании его паров, загрязнении им тела, попадании его в организм с пищей или
питьевой водой.
2.5.6. Оборудование, инструмент и приспособления при неправильном
использовании или их неисправности приводят к травмам.
2.6. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями,
оборудованием, обращению с которыми водитель не обучен и не проинструктирован.
2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной
выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других
средств индивидуальной защиты выдаются:
2.7.1. Водителям грузовых автомобилей, специальных автомобилей
автокранов и тягачей:
комбинезон хлопчатобумажный;
рукавицы комбинированные двупалые.
Зимой в особом и IV поясах дополнительно:
куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;
брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;
валенки.
2.7.2. Водителям автобусов и легковых автомобилей:
перчатки хлопчатобумажные.
2.7.3. Водителям всех автомобилей, работающих на этилированном
бензине, при работе на линии дополнительно:
фартук резиновый с нагрудником;
перчатки резиновые;
нарукавники хлорвиниловые.
2.7.4. Зимой в районах, отнесенных к II, III, IV и особому
климатическим поясам, водителям, занятым на наружных работах, к теплой
спецодежде дополнительно выдается обогревающий комплект типа
"Пингвин".
2.8. Водитель должен соблюдать правила пожарной безопасности.
Курить разрешается только в специально отведенных местах.
2.9. Замеченные при работе на линии неисправности автомобиля, а
также нарушения в упаковке или креплении груза водитель должен попытаться
исправить собственными силами, а при невозможности - сообщить на предприятие и
вызвать техпомощь.
2.10. При направлении для совместной работы двух и более человек
водитель должен выполнять распоряжения и указания старшего, назначенного
работодателем ответственным за соблюдение требований безопасности.
2.11. Газобаллонные (газодизельные) автомобили могут въезжать на
посты технического обслуживания и ремонта только после перевода двигателя на
работу на бензин (дизельное топливо).
Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую
систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной разовой
системой питания запрещается.
При переводе двигателя на жидкое топливо необходимо перекрыть
расходные вентили и полностью выработать газ из системы питания (до полной
остановки карбюраторного двигателя), после чего перекрыть магистральный
вентиль, включить подачу жидкого топлива и осуществить пуск двигателя.
2.12. Водитель должен соблюдать правила личной гигиены. Перед
приемом пищи и курением вымыть руки с мылом, а после работы с узлами и деталями
автомобиля, работающего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки
керосином.
2.13. За невыполнение требований инструкции, разработанной на
основе данной и указанных в п. 1.2, водитель несет ответственность согласно
действующему законодательству.
3. Требования безопасности перед началом работ
3.1. Перед выездом на линию водитель должен:
3.1.1. Пройти предрейсовый медосмотр.
3.1.2. Получить у диспетчера путевой лист и инструктаж об
условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза.
3.1.3. Совместно с механиком КПП проверить техническую
исправность и укомплектованность автомобиля и получить соответствующую отметку
в путевом листе. При осмотре особое внимание обратить на:
исправность аккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого
управления, освещения, сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного
устройства, запоров бортов, глушителя и плотность его соединений и т.д.;
отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости;
давление воздуха в шинах и их исправность;
надлежащую укомплектованность автомобиля необходимыми инструментами,
приспособлениями, инвентарем и их исправность.
3.1.4. Автомобили, работающие на газовом топливе, должны
ежедневно подвергаться осмотру с целью проверки герметичности и исправности
газовой аппаратуры. Герметичность всех соединений проверяется с помощью
специальных приборов (течеискателей), на слух или мыльной эмульсией.
Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность) устраняются
только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или в
специализированной мастерской.
3.2. Перед пуском двигателя водитель должен:
отключить и отсоединить элементы подогрева;
затормозить автомобиль стояночным тормозом;
поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное
положение;
проверить герметичность системы питания;
проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих
на газовом топливе).
3.3. Водитель может использовать пусковую рукоятку только в
случае временной неисправности стартера или при пуске двигателя после ремонта.
3.4. При пуске двигателя пусковой рукояткой водитель должен
соблюдать следующие требования безопасности:
не брать рукоятку в обхват;
пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее
зажигание;
не применять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.
3.5. Водителю запрещается:
производить пуск двигателя путем буксировки;
подогревать двигатель, коробку передач, картеры ведущих мостов
открытым огнем;
выпускать сжатый природный газ или сливать сжиженный нефтяной газ
при работающем двигателе или включенном зажигании;
оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили: они должны
быть полностью открыты или закрыты;
применять дополнительные рычаги для закрытия или открытия
расходных, магистрального и наполнительного вентилей;
ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под
давлением;
останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытым
огнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля;
проверять герметичность соединений газопроводов, газовой
аппаратуры и арматуры огнем;
эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.
4. Требования безопасности во время работ
4.1. При работе на линии водитель должен:
4.1.1. Начинать движение автомобиля только убедившись в
отсутствии помех на пути движения. На автомобиле - самосвале дополнительно
только при опущенном кузове.
4.1.2. Перед выходом из кабины выключить зажигание или перекрыть
подачу топлива, затормозить автомобиль стояночным тормозом, убедиться в
отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств как в
попутном, так и во встречном направлении. Не прыгать из кабины, кузова
автомобиля.
4.1.3. После выхода из кабины, в случае, если автомобиль
остановлен на участке дороги, имеющем уклон (даже незначительный), подложить
под колеса противооткатные упоры (башмаки).
4.1.4. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек. Не
допускать попадания на них масла и топлива.
4.1.5. Отдыхать в кабине автомобиля только при неработающем
двигателе, так как в противном случае это может привести к отравлению оксидом
углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.
4.1.6. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что этот маневр
не создаст опасности и что поблизости нет людей.
4.1.7. Перед началом движения задним ходом в условиях
недостаточного обзора сзади (из-за груза в кузове, при выезде из ворот и т.п.)
требовать выделения человека для организации движения автомобиля.
4.1.8. При движении автомобиля - цистерны, емкость которой залита
менее чем на 3/4, для обеспечения устойчивости автомобиля на поворотах снизить
скорость движения.
4.1.9. Открывать пробку радиатора на горячем двигателе в рукавице
или накрыв ее тряпкой (ветошью). Пробку открывать осторожно, не допуская
интенсивного выхода пара в сторону открывающего.
4.1.10. Заправку автомобиля топливом производить в соответствии с
правилами безопасности, установленными для заправочных пунктов.
4.1.11. Для перелива бензина пользоваться специальным
устройством. Засасывать бензин ртом через шланг запрещается.
4.1.12. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при
устранении неисправности в пути работать только в рукавицах. Запрещается
прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без
рукавиц.
4.1.13. При заправке автомобиля топливом в зимнее время
заправочные пистолеты брать только в рукавицах, не допускать обливания и
попадания топлива на кожу рук и тела.
4.1.14. Для открытия и закрытия бортов грузового автомобиля
прибегать к помощи другого лица.
4.1.15. Получить дополнительный инструктаж от работодателя при
направлении на работу в отрыве от основной базы, на ледовых дорогах, переправах
через водоемы и в условиях бездорожья в соответствии с действующими
"Правилами по охране труда на автомобильном транспорте".
4.1.16. Перед направлением на работу в карьер получить
дополнительный инструктаж в соответствии с Едиными правилами безопасности при
разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом с записью в
журнале регистрации инструктажа.
4.1.17. При прекращении движения газобаллонного (газодизельного)
автомобиля для стоянки более 10 минут перекрыть магистральный вентиль, а менее
10 минут - разрешается магистральный вентиль оставлять открытым.
4.1.18. Перед заправкой автомобиля газовым топливом остановить
двигатель и закрыть расходные вентили.
4.1.19. После наполнения баллонов газом сначала закрыть вентиль
на заправочной колонке, а затем наполнительный вентиль на автомобиле и
отсоединить газонаполнительный шланг.
Если во время заправки газонаполнительный шланг случайно
разгерметизируется, немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной
колонке, а затем - наполнительный вентиль на автомобиле.
4.1.20. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает
хлопками, то водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать
автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.
4.1.21. Выполнять требования, указанные в п. п. 3.2 - 3.4.
4.1.22. Проинструктировать пассажиров перед их посадкой на
грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, о порядке посадки и
высадки, предупредив их о том, что стоять в кузове и сидеть на работах
движущегося автомобиля запрещается.