Разработана Государственным научно - исследовательским институтом
автомобильного транспорта.
Утверждена Приказом Департамента автомобильного транспорта
Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16.
Согласована ЦК профсоюза работников автомобильного транспорта и
дорожного хозяйства 7 августа 1995
г.
Вводится в действие с 27 февраля 1996 г.
Типовая инструкция разработана в соответствии с требованиями
Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране
труда и Методических указаний по разработке правил и инструкций по охране
труда, утвержденных Минтрудом России 16 июля 1993 г. N 159, и на основе
Правил по охране труда на автомобильном транспорте, ПОТ Р О-200-01-95.
Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов
автотранспортных организаций при их работе по разработке инструкций по охране
труда для подчиненных им работников.
В разработке Инструкции принимали участие Донченко В.В.,
Самойлова Л.Г., Кузнецов Ю.М., Манусаджянц Ж.Г. (НИИАТ), Ипатов Г.В.
(Департамент автомобильного транспорта), Обухов В.И. (Профессиональный союз
работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства).
1. Общие требования безопасности
1.1. Настоящая Инструкция регламентирует основные требования
безопасности при передвижении транспортных средств и работников на всей
территории автопредприятия, и их соблюдение обязательно для всех работающих.
1.2. Передвижение транспортных средств и работающих должно
осуществляться в соответствии с установленными дорожными знаками и разметкой по
определенным маршрутам, указанным на схеме, вывешиваемой при въезде (входе) на
территорию предприятия.
1.3. При передвижении по территории и производственным помещениям
предприятия работающий должен знать и помнить, что несчастные случаи наиболее
часто могут происходить при:
выезде автомобиля из-за угла здания, из ворот помещения и въезде
в них;
нарушении правил маневрирования и движения автомобиля в
стесненных условиях (узкие проезды, проезды между рядов автомобилей и т.д.);
переноске (перевозке) предметов, отвлекающих внимание работающих
или ограничивающих обзор пути движения;
передвижении автомобилей и работающих по скользкому покрытию
(гололед, грязь и т.п.);
переходе через осмотровую канаву;
превышении установленной скорости движения транспортных средств
по территории предприятия и внутри помещений.
Вход (выход) работающих на предприятие должен осуществляться
через калитку, специально для этого предусмотренную. Запрещается проход
работающих через въездные и выездные из территории предприятия ворота.
1.4. Управлять автомобилем на территории предприятия разрешается
только лицам, назначенным приказом по предприятию и имеющим удостоверение на
право управления транспортными средствами. Это правило распространяется на все
случаи управления автомобилем, в том числе и на опробование его после ремонта и
регулировок.
2. Требования безопасности при передвижении
по территории и производственным помещениям
2.1. Перед началом движения водитель должен:
убедиться в отсутствии людей на пути движения автомобиля, а также
помех для его движения;
предупредить находящихся вблизи автомобиля людей, в каком
направлении будет двигаться автомобиль;
в темное время суток включить освещение автомобиля (габаритные
огни и ближний свет фар).
2.2. Перед выездом из ворот помещения (въезде) задним ходом
водитель должен убедиться, что на пути движения нет людей и других помех, или
обратиться к бригадиру (мастеру, руководителю участка, цеха) с просьбой
назначить помощника (регулировщика), который руководил бы выездом (въездом).
2.3. Водитель не должен осуществлять движение на автомобиле с
неисправной тормозной системой и рулевым управлением, а также в случае, когда
другие неисправности автомобиля угрожают безопасности движения.
2.4. При движении в производственных помещениях, а также по
территории предприятия водитель не должен превышать установленного ограничения
скорости:
по территории предприятия скорость движения устанавливается
приказом по предприятию с учетом местных условий и обеспечения безопасности
движения, но не более 20 км/час;
в помещениях - не более 5 км/ч.
2.5. Испытание и опробование тормозов на ходу разрешается
производить только в специально отведенном для этой цели месте.
2.6. Водитель должен соблюдать осторожность при:
выезде из ворот (въезде) и объезде производственных помещений;
движении в стесненных условиях (между рядами автомобилей и т.п.);
движении по производственным участкам, где могут работать люди.
2.7. При движении автомобиля по территории и в производственных
помещениях запрещается нахождение людей на подножках и крыльях автомобиля.
2.8. Водителю автомобиля запрещается без разрешения руководителя
участка пользоваться подсобным транспортом (другим автомобилем, автопогрузчиком
и другими движущимися механизмами) для буксировки.
2.9. Перед выходом из кабины водитель должен убедиться в том, что
стояночный тормоз затянут до отказа.
2.10. Работники предприятия должны:
соблюдать осторожность при передвижении в зонах возможного
движения автомобилей, особенно при наличии объектов, ограничивающих обзорность.
При выходе из-за стоящих автомобилей, из-за углов зданий, из ворот необходимо
остановиться и осмотреть путь дальнейшего движения, чтобы убедиться в
отсутствии автомобиля;
пропустить движущийся транспорт;
соблюдать осторожность при переноске (перевозке) предметов,
ограничивающих обзор пути движения и окружающей обстановки, а также при движении
по скользкому покрытию и в темное время суток;
с осторожностью передвигаться в узких проходах между автомобилями
(особенно с работающим двигателем);
при передвижении в производственных помещениях для перехода через
осмотровые канавы пользоваться только переходными мостиками.
2.11. Помощник (регулировщик), оказывающий помощь водителю при
маневрировании автомобиля на ограниченной площади, должен выбирать позицию,
гарантирующую ему личную безопасность.
3. Требования безопасности в аварийных ситуациях
3.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был,
работник должен немедленно сообщить администрации предприятия, а пострадавшему
оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача, помочь доставить
пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.
Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по
возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся администрации
предприятия или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
3.2. При возникновении дорожно - транспортного происшествия
причастный к нему водитель обязан:
немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство,
включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки,
не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской
помощи пострадавшим, вызвать "скорую медицинскую помощь" и в
экстренных случаях отправить пострадавших на транспортном средстве предприятия,
а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее
лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного
средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или
водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное
средство) и возвратиться к месту происшествия;
освободить проезжую часть, если движение других транспортных
средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки
пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение
предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного
средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные
меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса
очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
РЕКОМЕНДАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫМ
ПРЕДПРИЯТИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
ТИПОВЫХ
ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
Представленные типовые инструкции по охране труда для основных
профессий и видов работ наряду с Правилами по охране труда на автомобильном
транспорте, утвержденными в декабре 1995 г., и другими нормативными и методическими
документами предназначены для создания информационно - методической базы по
охране труда для руководителей и специалистов автотранспортных предприятий.
На основе типовых инструкций на каждом автотранспортном
предприятии с учетом специфики условий его работы разрабатываются и
утверждаются инструкции для определенных профессий работающих, а также для
отдельных наиболее травмоопасных видов работ. Ответственность за своевременную
и качественную разработку инструкций по охране труда на каждом автотранспортном
предприятии возлагается на его руководителя. Разработку инструкций обязаны
осуществлять руководители цехов (участков), механики, мастера, так как они
наиболее хорошо знают условия труда подчиненных им рабочих. Для оказания
методической помощи в разработке инструкций и их согласовании должны
привлекаться работники службы охраны труда предприятия.
Оформление обложек первой и последней страниц инструкции для
работающих должно соответствовать приложениям 1, 2, 3 <*>.
--------------------------------
<*> Не приводятся.
Пересмотр инструкций по охране труда осуществляется не реже
одного раза в пять лет, а для профессий и видов работ (операций), к которым
предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности, - не реже
одного раза в три года.
Кроме того, инструкции пересматриваются при изменении
технологического процесса, условий труда, применении нового оборудования и в
ряде других случаев. Пересмотренные инструкции утверждаются в установленном
порядке.
Каждый руководитель на своем участке в целях обеспечения
качественного проведения инструктажей и лучшего усвоения рабочими основных
приемов безопасного проведения работ должен иметь соответствующие инструкции по
охране труда. Он обязан также повседневно контролировать выполнение рабочими
требований этих инструкций в процессе трудовой деятельности.
Для более эффективного усвоения рабочими безопасных приемов
труда, формирования у них устойчивых и правильных стереотипов поведения в
опасных производственных ситуациях целесообразно основные положения инструкций
оформлять и доводить до сведения рабочих в виде соответствующих памяток,
плакатов, диафильмов и т.п.
Результаты проведенных исследований показывают, что при
выполнении производственного задания рабочий, как правило, основное внимание
сосредотачивает на решении только одной задачи - как быстрее выполнить
порученную работу с соблюдением установленных требований к ее качеству (полезная
деятельность). В то же время другая, не менее важная задача - как при
выполнении порученной работы избежать несчастного случая (защитная
деятельность) - или не принимается рабочим во внимание, или рассматривается им
как второстепенная.
В связи с этим основными задачами при проведении инструктажей
работающих являются: привлечение внимания инструктируемых к наиболее
характерным травмоопасным ситуациям, которые могут возникнуть при выполнении
отдельных видов работ, операций, действий; закрепление в их памяти условий
возникновения и развития этих ситуаций. При этом желательно, чтобы разбор
материала инструктирующий проводил на реальных примерах, взятых или из жизни
своего предприятия, или из информационных и методических материалов, с
подробным рассказом о трагических последствиях того или иного несчастного
случая и методах, позволяющих правильно и безопасно выполнять ту или иную
работу.
Типовые инструкции по профессиям состоят из 6 разделов:
Введение.
Общие положения.
Требования безопасности перед началом работы.
Требования безопасности во время работы.
Требования безопасности в аварийной ситуации.
Требования безопасности по окончании работы.
Во втором разделе приведены нормы бесплатной выдачи специальной
одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной зашиты (СИЗ).
Следует учитывать, что в типовых инструкциях приведены нормы
выдачи спецодежды, которые являются для администрации предприятия обязательным
минимумом. Трудовые коллективы имеют право принимать решения о дополнительной
бесплатной выдаче спецодежды и спецобуви (за исключением брезентовой, меховой и
овчинно - шубной) за счет средств фонда социального развития (Постановление
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 20.08.88 N 1032). В связи с этим в инструкции
для работающих каждое предприятие вносит ту спецодежду, спецобувь и СИЗ,
которые оно будет выдавать работающим.
В разделе три, наряду с требованиями безопасности перед началом
работы, необходимо указать необходимые дерматологические мази и кремы (исходя
из местных условий), которыми должен пользоваться рабочий для защиты кожи рук.
Наряду с типовыми инструкциями по профессиям представлен и ряд
инструкций по выполнению определенных видов работ, при которых, как показывает
практика, наиболее часто наблюдается нарушение правил и норм охраны труда и,
следовательно, наиболее часто происходят несчастные случаи. Инструкции по этим
видам работ выделены в самостоятельные, поскольку в автотранспортном
предприятии они могут осуществляться рабочими разных профессий.
Все представленные типовые инструкции охватывают только основные
профессии и виды работ в автотранспортных предприятиях. Что касается инструкций
для других профессий, в частности для персонала, обслуживающего
электроустановки, котельные, грузоподъемные механизмы, сосуды, работающие под
давлением, и другое оборудование, а также для рабочих сквозных профессий, то
они должны разрабатываться на основе соответствующих отраслевых правил и
нормативно - технических документов.