Производственный контроль. 2021 год. Новое МР 2.2.0244-21. 2
| |
НадеждаСигилет | Дата: Пятница, 21.05.2021, 15:52 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Статус: Offline
| 2.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают Программу производственного контроля за условиями труда. 2.3.2.1. Определен исчерпывающий перечень источников информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, уровни которых требуют контроля на предмет соответствия гигиеническим нормативам. Основой является документация изготовителя (производителя), эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые в технологическом процессе. В обязательном порядке применяют результаты специальной оценки условий труда, результаты лабораторных исследований, полученные в рамках федерального государственного контроля, производственного лабораторного контроля работодателем при осуществлении производственной деятельности. Необходимо отметить, что отсутствие факторов в одном из источников информации не является основанием для его исключения из производственного контроля, в случае если он был идентифицирован в другом источнике информации. Исходя из положений ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест должна быть проведена внеплановая специальная оценка условий труда, в ходе которой и должны быть идентифицированы факторы, подлежащие в дальнейшем производственному контролю. При выявлении нарушений при проведении специальной оценки условий труда экспертиза качества СОУТ может быть проведена в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". 2.3.2.2. Ответственность за определение номенклатуры, объема и периодичности производственного контроля возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Номенклатура, объем и периодичность производственного контроля определяются не в произвольном порядке, а в соответствии с установленными требованиями и нормами. В частности, в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации производственного контроля необходимо учитывать требования стандартов безопасности труда, до момента принятия соответствующих технических регламентов.
|
|
| |
НадеждаСигилет | Дата: Пятница, 21.05.2021, 15:53 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Статус: Offline
| продолжение... 2.3.2.3. Порядок организации производственного контроля и проведения замеров для различных факторов и видов работ определяется следующим образом: 1. Химический фактор и аэрозоли преимущественно фиброгенного действия: - периодичность контроля максимально-разовых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны устанавливается в зависимости от класса опасности вредного вещества (п. 4.2.5 ГОСТ 12.1.005): - для I класса - не реже 1 раза в 10 дней, - II класса - не реже 1 раза в месяц, - III и IV классов - не реже 1 раза в квартал. - при установленном соответствии содержания вредных веществ III, IV классов опасности уровню ПДК допускается проводить контроль не реже 1 раза в год; - периодичность контроля среднесменных концентраций должна быть не реже 1 раза в год (п. 4.3.2 ГОСТ 12.1.005). 2. Физические факторы. Контроль проводится только в отношении факторов, которые не соответствуют гигиеническим нормативам, а также после реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда. Шум - ранее не реже 1 раза в год (п. 3.3 ГОСТ 12.1.003), рекомендуется устанавливать по согласованию с организациями, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, и указывать в регламенте безопасного ведения работ (п. 6.2 ГОСТ 12.1.003). Световая среда - 1 раз в год, а также при наличии жалоб на освещение (п. 4.1 МУК 4.3.2812-10 "Инструментальный контроль и оценка освещения рабочих мест"). Периодичность контроля вибрации на рабочих местах, проводимого работодателем, рекомендуется устанавливать по согласованию с организациями, осуществляющими санитарно-эпидемиологический надзор, и указывать в регламенте безопасного ведения работ. Минимально рекомендуемая частота контроля вибрации для целей внутреннего контроля - 1 раз в год (пп. 3, 5 ГОСТ 12.1.012).
|
|
| |
НадеждаСигилет | Дата: Пятница, 21.05.2021, 15:55 | Сообщение # 3 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Статус: Offline
| продолжение... Напряженность электростатического поля - при приеме в эксплуатацию новых электроустановок высокого напряжения постоянного тока, при вводе нового технологического процесса, сопровождающегося электризацией материалов при каждом изменении конструкции электроустановок и технологических процессов и после проведения ремонтных работ, при организации нового рабочего места (п. 2.1 ГОСТ 12.1.045). Напряженность электрического поля промышленной частоты - 1 раз в два года, а также при приемке в эксплуатацию новых электроустановок, при организации новых рабочих мест, при изменении конструкции электроустановок и стационарных средств защиты от электрического поля, при применении новых схем коммутации (п. 2.6 ГОСТ 12.1.002 (в порядке текущего санитарного надзора). Электромагнитные поля радиочастотного диапазона - 1 раз в год, а также при вводе в действие новых установок; при внесении изменений в конструкцию, размещение и режим работы действующих установок; во время и после проведения ремонтных работ, которые могут сопровождаться изменением излучаемой мощности; при внесении изменений в средства защиты от ЭМП; при организации новых рабочих мест (п. 2.4 ГОСТ 12.1.006); Микроклимат - не реже 1 раза в год (п. 2.7 СП 2.2.3670-20). 3. Факторы трудового процесса (тяжесть и напряженность труда). Минимальная частота проведения замеров тяжести и напряженности трудового процесса требованиями санитарных правил не установлена. Учитывая положения п. 1.1 ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" допускается использование результатов оценки тяжести и напряженности трудового процесса, полученных в входе проведения специальной оценки условий труда (частота проведения специальной оценки условий труда требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" установлена не реже 1 раза в 5 лет). 4. Биологический фактор - в зависимости от классов чистоты помещений, определенных гигиеническими нормативами, но не реже 1 раза в год (п. 2.8 СП 2.2.3670-20). Для целей определения классов чистоты предлагается использовать: - приложение 3 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; - таблица 5.30 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; - ГОСТ ИСО 14644-1. 2.3.2.4. Периодичность производственного лабораторного контроля вредных факторов производственной среды на рабочих местах может быть сокращена, но не реже чем 1 раз в год для химических факторов и АПФД (за исключением веществ остронаправленного действия), в случаях, если на них не отмечается в течение 3 лет и более, превышений гигиенических нормативов по результатам лабораторных исследований и измерений, проведенных лабораториями, аккредитованными в установленном порядке, и установления положительной динамики их санитарно-гигиенического состояния (проведение эффективных санитарно-профилактических мероприятий, подтверждаемых результатами исследований и измерений факторов производственной среды, отсутствия регистрации профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности выше среднего уровня в данном муниципальном образовании, кроме производственного контроля вредных веществ с остронаправленным механизмом действия, отсутствия обращений и жалоб граждан по результатам рассмотрения которых подтверждены доводы о неудовлетворительных условиях труда на предприятии. Оценка обоснованности предложений по сокращению хозяйствующими субъектами периодичности производственного лабораторного контроля проводится федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в рамках проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 2.3.2.5. Периодичность лабораторного контроля физических факторов, подпадающих под критерии, установленные п. 2.7 СП 2.2.3670-20, в случае отсутствия установленных требований законодательства и национальных стандартов, принимается один раз в год. 2.3.2.6. В обязательном порядке лабораторные исследования и испытания на рабочих местах в рамках производственного контроля проводятся после проведения реконструкции, модернизации производства, технического перевооружения и капитального ремонта, проведения мероприятий по улучшению условий труда.
|
|
| |
НадеждаСигилет | Дата: Пятница, 21.05.2021, 15:57 | Сообщение # 4 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Статус: Offline
| продолжение... 2.3.2.7. Лабораторные исследования и испытания могут быть проведены юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно или с привлечением иной лаборатории (центра), аккредитованного в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Исходя из требований п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Учитывая, что данные производственного контроля в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" могут применяться для целей специальной оценки условий труда, требования к организации производственного контроля должны соответствовать Федеральному закону от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Кроме того, в соответствии с п. 5 приказа Минтруда России от 16.12.2019 N 796н "О внесении изменений в Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах, утвержденные приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 996н" в случае отсутствия результатов исследований (испытаний) и измерений АПФД, проведенных аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного на данных рабочих местах производственного контроля за условиями труда, за последний год, условия труда на рабочих местах по фактору АПФД следует относить к вредным условиям труда: третьей степени, третьего класса. Исходя из вышеизложенного измерения для целей производственного контроля, могут осуществляться только аккредитованными лабораториями. 2.3.2.8. Подтверждением выполнения производственного контроля за условиями труда являются протоколы лабораторных испытаний.
|
|
| |
Афанасьев | Дата: Суббота, 22.05.2021, 08:20 | Сообщение # 5 |
Группа: Друзья
Сообщений: 499
Статус: Offline
| Вообще-то говоря, непонятно, как из изложенного в пункте 2.3.2.7 следует последняя фраза этого пункта, что: - "Исходя из вышеизложенного измерения для целей производственного контроля, могут осуществляться только аккредитованными лабораториями". Вот если бы в 426-ФЗ было написано, что резульататы ПК должны (обязаны) применяться при СОУТ, вот тогда действительно: измеряния ПК должны были бы выполнять только аккредитованные ИЛ. Но в 426-ФЗ обязательности применения результатов ПК для СОУТ нет. Вдобавок к этому МР 2.2.0244-21 всего лишь "рекомендации". Соответственно, вопрос необходимости ( отсутствия необходимости) аккредитации "заводских" лабораторий, выполняющих измерения для целей ПК только на своем предприятии, остается, к сожалению, в какой-то степени, открытым (точнее - не совсем понятным).
Вместе с тем, если сравнить касающиеся этого формулировки пункта 2.4 (его второй абзац) СП 2.2.3670-20 и пункта 2.3.2.7 (его первый абзац) более позднего документа МР 2.2.0244-21, то все-таки получается, что для лабораторий работодателя аккредитация в обязательном порядке не требуется, так как в первом абзаце пнукта 2.3.2.7 написано однозначно: аккредитация - только для "сторонней" лаборатории (центра). Хотя и существует последний абзац пункта 2.3.2.7 (правомерность которого, как я написал выше, непонятна)
Сообщение отредактировал Афанасьев - Суббота, 22.05.2021, 08:33 |
|
| |
НадеждаСигилет | Дата: Суббота, 22.05.2021, 08:37 | Сообщение # 6 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 323
Статус: Offline
| 1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 2. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 17 мая 2021 г МЮ документ не проходил, значит НПА не является... Но документ интересен хотя бы потому что в нем прописана периодичность измерений в ПК и... внимание - звучит старая песенка о главном: согласовании с РПН. Вполне может быть, что в документе более высокого уровня вскорости появится та же формулировка - о согласовании программы ПК (или ее части) в РПН...
Прикрепления: Скачивание файлов доступно только зарегистрированным пользователям | Вход/ Регистрация
|
|
| |
|