Четверг, 25.04.2024, 17:47
Приветствую Вас, Гость!

Вход | Регистрация

Бизнес-эксперт
Календарь новостей
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
КонсультантПлюс Правовой сайт
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Хорошо
3. Неплохо
4. Плохо
5. Ужасно
Всего ответов: 66
Главная » 2012 » Май » 04

Статья замминистра Александра Сафонова "Концепция-2020: модернизация трудовых отношений" в газете "Известия"

4 мая 2012 года

Модернизация экономики России сегодня является одной, если не сказать самой важной, из задач правительства на ближайшие годы. Процессы глобализации, свобода передвижения и информация СМИ позволяют людям видеть реальные альтернативы. И это, пожалуй, главный вызов. В этих условиях только страна, готовая предложить гражданам перспективы их личного успеха (измеряемого уровнем жизни, условиями труда, карьерным ростом), способна удерживать главный ресурс XXI века — человеческий капитал. Поэтому социальная политика и одна из ее составляющих — социально-трудовые отношения, должны быть в повседневной повестке общества.

Коснусь вопроса, который связан и с демографической политикой, и с пенсионной реформой, и с качеством рабочих мест — модернизации охраны труда.

Сегодня в этой области мы являемся наследниками традиций советской экономики, которая исходила из нескольких парадигм. Во-первых, потеря человеческих жизней — неизбежная плата за индустриальное развитие. Во-вторых, государство должно административными мерами повышать уровень производственной дисциплины. В-третьих, государство обязано компенсировать неизбежный вред повышенной оплатой труда, сокращенным режимом рабочего времени, дополнительными отпусками, использованием института досрочных пенсий.

Но помимо непосредственных задач политика в области охраны труда решала и не свойственную ей задачу — формировала некий «эрзацсоциальный пакет». Он был дополнительным стимулом для привлечения работников на непрестижные рабочие места с невысокой зарплатой. Отсюда чересполосица в списках, по которым предоставляется право досрочного выхода на пенсию. В них есть профессии, где здоровье реально подвергается опасности, и профессии, где риск несопоставимо меньше.

Но изобретаются новые технологии и материалы, совершенствуются средства индивидуальной и коллективной защиты. Старые риски нивелируются, а новые появляются. Возникли рыночные отношения, и появился частный собственник. Логично по-новому взглянуть на то, что должно стать основой политики охраны труда.

Обратимся к некоторым цифрам. Потери фактически отработанного времени — из-за травматизма на производстве, дополнительных отпусков и сокращенной продолжительности рабочего времени — составляют 92,5 млн человеко-дней, что равноценно невыходу на работу в течение года 755,3 тыс. человек.

Общие потери от недопроизводства продукции и услуг оцениваются приблизительно в 928 млрд рублей (включая 130 млрд рублей в виде потери налоговых доходов), это 2,1% от ВВП.

По данным Росстата, фактические расходы на компенсацию за работу во вредных и опасных условиях труда в 2010 году только в ведущих видах экономической деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь) составили 102,6 млрд рублей.

Картину дополняют данные Пенсионного фонда: на досрочные пенсии за работу во вредных условиях ежегодно расходуется около 300 млрд рублей.

По сути, наша экономика имеет колоссальные резервы для повышения своей эффективности и обеспечения народосбережения. Но устаревшая модель политики охраны труда не только не стимулирует что-то менять в сложившейся порочной практике, но и побуждает ее сохранять. При перекрестном финансировании предприятия с некачественными рабочими местами дотируются за счет тех, кто модернизировал производство и не имеет рабочих мест с высокими рисками. По сути, охрана труда поддерживает систему скрытых дотаций аутсайдерам.

Понятно, кто виноват, но ключевой вопрос любой политики — «Что делать?». И здесь у России нет иного пути, как только осуществить масштабный маневр.

В первую очередь надо перейти от компенсационной модели к управлению профессиональными рисками. Легче выявить риск возникновения проблемы и купиров ... Читать дальше »

Просмотров: 1278 | Добавил: Самарчанка | Дата: 04.05.2012 | Комментарии (1)

Copyright MyCorp © 2024