В числе главных инициатив — «страховой маневр»: временное перераспределение
6%-ного тарифа с накопительной составляющей на солидарную, что позволит
сократить дефицит бюджета ПФР, сохранить обязательства государства перед
нынешними пенсионерами и избежать увеличения пенсионного возраста.
В одном из своих первых указов после майской инаугурации президент России
Владимир Путин поручил правительству до 1 октября разработать проект Стратегии
развития пенсионной системы РФ. Ранее глава министерства труда и соцзащиты
Максим Топилин отмечал, что ведомство должно внести проект стратегии
в правительство до 15 сентября.
«Стратегия сведена и направлена в министерства», —
сообщил РИА Новости источник, близкий к министерству труда.
В своей долгосрочной концепции Минтруд ожидаемо обошел вопрос, связанный
с повышением пенсионного возраста. В рабочем варианте стратегии также не нашли
отражения ранее звучавшие предложения об увеличении трудового стажа и изменении
формулы для расчета пенсий. Эти вопросы будут решены в ближайшей перспективе,
после того как стратегия будет принята, отметил собеседник агентства.
В предложениях Минтруда и ПФР речь идет о реформировании системы досрочных
пенсий за счет введения дополнительного тарифа за вредные и опасные рабочие
места. Кроме того, уже в 2013 году будет повышен в два раза тариф
для самозанятого населения (предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие), что
позволит им при 20-летнем стаже сформировать пенсионные права не ниже
прожиточного минимума пенсионера.
Действующий тариф страховых взносов — 22% от фонда оплаты
труда и 10% для зарплат свыше взносооблагаемого заработка (в 2012 году — 512
тысяч рублей) — предлагается оставить неизменным.
По информации источника РИА Новости, знакомого с расчетами стратегии, ее
принятие сократит дефицит Пенсионного фонда к 2020 году до 1,2% ВВП, а к 2030 —
до 0,9% ВВП. При сохранении нынешней системы в 2020 году дефицит составит 2,3%
ВВП.
Доплата за льготников
Разработчики стратегии предлагают уже в 2013 году увеличить для работодателей
тариф страховых взносов в ПФР за работников занятых на местах по первому
и второму спискам — на 4 и 2 пункта соответственно.
Так называемые списки 1 и 2 содержат перечень производств, профессий
и должностей, работа на которых дает право на досрочную пенсию по старости. В
список 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производствах
с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 — с вредными
и тяжелыми условиями труда. Число граждан, получающих досрочные пенсии, сегодня
превышает 3,2 миллиона человек.
«Предполагается, что к 2015 году доптарифы будут
увеличены до 9% по первому списку и до 6% — по второму», — отметил собеседник
агентства.
Параллельно с введением дополнительного тарифа предлагается создать механизмы
вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную
систему. Предполагается, что под такие пенсионные программы будет создана
нормативная база, и у работодателей, создавших свои пенсионные системы
для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться
в корпоративные программы. Такие корпоративные системы будут действовать
для работников, имеющих менее половины специального стажа, подчеркивает
собеседник агентства.
Реформа досрочных списков сократит дефицит ПФР к 2020 году на 0,2% ВВП,
отмечает источник РИА Новости, знакомый с расчетами Минтруда.
Вопрос льготных пенсий для учителей и врачей также учтен в рамках
подготовленной Минтрудом стратегии: предлагается сделать так, что обещанное
президентом России увеличение зарплат будет связано с поэтапным повышением срока
специального стажа.
Страховой маневр
В министерстве труда осознают, что предлагаемые меры дадут эффект лишь
в длительной перспективе, а Минфин уже сегодня диктует правила, в соответствии
с которыми трансферты из федерального бюджета в Пенсионный фонд должны быть
существенно снижены, и резервы ПФР должен найти внутри системы.
Ранее Минфин выступил со своими предложениями, которые
в частности касались изменения процедуры индексации пенсий в России. Сейчас
индексация размера страховой части трудовой пенсии по старости производится
дважды в год: сначала на уровень инфляции, затем на рост среднемесячной
заработной платы в стране за прошлый год. В апреле 2012 года Минфин предложил
изменить механизм индексации пенсий на среднеарифметическое значение между
инфляцией и ростом среднемесячной зарплаты за прошедший год.
ПФР выступает против такого механизма, поскольку это может привести к резкому
снижению пенсионного обеспечения россиян.
«В министерстве считают, что уровень пенсионного
обеспечения граждан не должен быть занижен. В связи с чем эксперты предлагают
либо сохранить дотации из федерального бюджета на существующем уровне (дефицит
ПФР в 2012 году превысит 1 триллион рублей — прим. ред.), либо пойти на
"страховой маневр”, который предполагает в краткосрочной перспективе, на два-три
года, перераспределить тариф с накопительной составляющей на солидарную», —
отмечает собеседник агентства.
«Данное предложение отражено в стратегии. Однако размер перераспределения
и окончательное решение будет принято по итогам обсуждения стратегии», — добавил
он.
Планируется, что в течение двух-трех лет, когда будет действовать
скорректированный тариф в накопительную часть пенсии, в России будут созданы
условия для нормального функционирования рынка пенсионных накоплений: создана
система гарантий их доходности и сохранности. Именно в эти несколько лет
россияне должны будут определиться и сделать выбор: человек сможет либо
формировать накопления по существующей схеме, когда 6% страхового тарифа
направляются на накопительную часть пенсии, либо отказаться и направить весь
тариф (22%) на страховую часть пенсии.
Собеседники агентства отметили, что пенсионные накопления россиян, объем
которых сегодня превышает 1,8 триллиона рублей, будут и дальше
инвестироваться.
По подсчетам Минтруда, к 2020 году
совершенствование накопительного компонента даст экономический эффект в размере
0,49% ВВП.