Проект
N 762526-7
Внесен депутатами
Государственной Думы
Д.А. Иониным, Ф.С. Тумусовым,
И.А. Ананских
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 133 И 133.1
ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 1
Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2007, N 17, ст. 1930; 2011, N 30, ст. 4590) следующие изменения:
1) в статье 133:
дополнить часть третью после слов "(трудовые обязанности)" следующими словами: "без учета компенсационных выплат";
2) в статье 133.1:
дополнить часть одиннадцатую после слов "установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи" следующими словами: "без учета компенсационных выплат".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬИ 133 И 133.1 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с частью третьей ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом в силу ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы включаются:
- вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Следовательно для выполнения требований ст. 133 ТК РФ необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов, образующих заработную плату, включая в том числе и компенсационные выплаты.
Однако очевидная несправедливость такого буквального толкования долгое время приводила к спорам среди правоприменителей по вопросу о том, допустимо ли учитывать компенсационные выплаты в составе заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ.
В постановлении от 07.12.2017 N 38-П Конституционного суда Российской Федерации было указано на недопустимость включения в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях. А в постановлении от 11.04.2019 N 17-П Конституционного суда Российской Федерации аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время. В силу ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанные заключения Конституционного Суда РФ представляют собой общеобязательное толкование законодательства.
При принятии этих решений судьи исходили из следующего: Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. Это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени. Положения трудового законодательства предусматривают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных. Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях.
Как видно, хотя итоговые выводы суда касались конкретных категорий компенсационных выплат, логика, по которой суд пришел к таким выводам, вполне применима и ко всем иным видам компенсационных выплат за особые условия труда.
Таким образом, внесение предполагаемых поправок в ст. 133 ТК РФ позволит обеспечить ясность и прозрачность правового регулирования предоставления гарантий в виде минимального размера оплаты труда без необходимости обращаться для дополнительных разъяснений к актам Конституционного Суда Российской Федерации для получения отдельных заключений о допустимости или недопустимости включения в состав заработной платы тех видов компенсационных выплат, которые не были упомянуты в постановлениях от 07.12.2017 года N 38-П и от 11.04.2019 года N 17-П.
Подход к определению совокупности выплат, образующих заработную плату для целей ее сравнения с МРОТ и с минимальным размером заработной платы в субъекте Российской Федерации, должен быть одинаков, что обуславливает необходимость внесения поправок в ст. 133.1 ТК РФ.
|