Правительство застрахуется от «досрочников» на
пенсии. Эксклюзив
10.07.2012 Анастасия Литвинова
Одним из пунктов реформы пенсионной системы, которую правительство должно
представить к 1 октября, может стать повышение ставок тарифов страховых взносов
для вредных производств. Такой подход поможет решить проблему «досрочников»,
которые тянут пенсионную систему вниз, и простимулировать работодателей к
улучшению условий труда.
Как
стало известно РБК daily, в пятницу на заседании у Дмитрия Медведева эксперты и
профильные министерства пришли к согласию, что работодатели, чьи сотрудники
трудятся на опасном для здоровья производстве (так называемые списки №1 и №2),
должны отчислять в Пенсионный фонд дополнительные взносы.
«Эксперты
и правительство смотрят на этот вопрос практически одинаково. Осенью будет
вынесено окончательное решение», — подтвердила РБК daily директор Независимого
института социальной политики Татьяна Малева, присутствовавшая на совещании.
По
словам эксперта Института им. Е.Т. Гайдара Владимира Назарова, также
принимавшего участие в обсуждении, в первую очередь реформа «досрочников»
коснется работников, только начинающих трудовую деятельность на опасном
производстве. Причем обсуждается возможность введения трехстороннего соглашения
(между работником, работодателем и профсоюзом) с удобным вариантом выхода на
пенсию. «Может быть предложен вариант, когда вы выходите на пенсию в
общеустановленном порядке, в 55 или 60 лет, а не в 45 лет, но зарплата будет на
порядок выше, чем в среднем по стране, на 40% например», — поясняет г-н
Назаров.
Единственное,
о чем пока не могут договориться чиновники и эксперты, — размер повышенной
ставки. «Правительство предлагает довольно высокие тарифы, чтобы сбалансировать
систему и получить финансовые ресурсы, для того чтобы перевести эти пенсии на
самообеспечение. Эксперты предлагали более мягкие тарифы, но одновременно
вводить «стимулирующие сигналы» для работодателей, чтобы они были
заинтересованы в переаттестации рабочих мест, а не уклонялись от выплаты взносов»,
— рассказала г-жа Малева.
В
частности, Минздравсоцразвития не исключало, что для работодателей
«досрочников» ставки могут вырасти на 10—15%. В «Стратегии-2020», которую
правительственные эксперты готовили для властей в прошлом году, экономисты предлагали
введение дополнительного тарифа в размере 3% для рабочих мест из списка №1 и в
размере 2% для списка №2. «Это сокращает для работодателей стимулы сохранять и
даже увеличивать долю рабочих мест по обоим спискам», — поясняли стратеги.
Аналогичный
принцип — введение дополнительных тарифов в размере 2% отчислений в пенсионную
систему — предлагался и при реформировании системы «досрочников», занятых
в районах Крайнего Севера. Однако на последнем заседании в Белом доме этот
список было решено не трогать, рассказал РБК daily источник, знакомый с
ситуацией.
По
данным Росстата, на начало 2010 года под право на досрочную пенсию подпадали
около 40% экономически активных россиян. Однако в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам, работали 29% занятых. На получателей досрочных
пенсий приходилось 30% новых назначений пенсий и около 10% бюджета Пенсионного
фонда. Вместе с тем более 73% их получателей, не достигших общеустановленного
пенсионного возраста, продолжают работать, из них три четверти — на тех же
рабочих местах.
«Если
за рубежом право на досрочную пенсию имеют три-четыре профессиональные группы,
то в России число профессий и производств, работа в которых дает право на
досрочную пенсию, составляет около 2 тыс., объединенных в 27 групп получателей»,
— говорится в «Стратегии-2020».
Сами
списки вряд ли будут сокращены. Во-первых, они защищены Конституцией,
во-вторых, «наша российская практика заключается в том, что когда пытаются
сократить списки, списки чудесным образом не сокращаются, а расширяются»,
добавляет г-жа Малева. Ранее решить проблему «досрочников» путем постепенной
отмены возможности раннего выхода на пенсию России предлагали эксперты ОЭСР.
Поностью
смотреть здесь http://www.rbcdaily.ru/2012/07/10/focus/562949984282820/print/
|