До первого ноября Минрегион должен подготовить
законопроект о передаче некоторых федеральных полномочий регионам. В том
числе в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства.
Сейчас этот надзор осуществляют госинспекции труда (ГИТы) в составе
Федеральной службе по труду и занятости (Роструд). Однако против такой
передачи выступают единогласно и профсоюзы, и работодатели, и
независимые эксперты. Общее мнение - этот шаг убьет ГИТы.
Поручение о подготовке законопроектов по передаче полномочий было
дано на заседании правительства еще в июле, тогда же установлен срок -
до 1 ноября.
Корреспондент "РГ" попытался выяснить в министерствах труда и
регионального развития, на какой стадии сейчас находится документ и
является ли окончательным решение о передаче госинспекций труда
регионам, но получил весьма расплывчатые ответы. Мол, законопроект
согласовывается, и в каком виде он будет на выходе, предсказать нельзя.
Однако эксперты, не дожидаясь итоговой версии документа, бьют тревогу.
Как отметила директор управления рынка труда и социального
партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина
Москвина, не должно быть так, чтобы контроль над исполнением
федерального трудового законодательства зависел от региональных властей.
"Есть много межрегиональных компаний, и их, безусловно, должна
контролировать федеральная структура. Трудно представить, как это смогут
организовать региональные власти", - говорит Москвина.
В Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) считают, что
передача невозможна уже хотя бы потому, что по Конституции госнадзор за
соблюдением федеральных законов отнесен к исключительной компетенции
федеральных органов власти. Кроме того, сейчас в стране 10 тысяч
учреждений имеют федеральное подчинение и более 400 тысяч - региональное
и муниципальное. Всего в бюджетном секторе работают порядка 14,6
миллиона человек. Более 10 миллионов из них - в региональных и
муниципальных учреждениях образования, здравоохранения, культуры. И, как
отмечают в ФНПР, в них тоже нередки случаи нарушений трудового
законодательства. А проверки госинспекций труда показывают: зачастую
региональные и местные должностные лица либо непосредственно виновны в
выявляемых нарушениях (в частности, по вопросам оплаты и охраны труда),
либо всячески их покрывают. "Если ГИТы передать регионам, возникнет
конфликт интересов, в результате которого работники останутся без
защиты, зато показатели нарушений по отношению к ним резко уменьшатся", -
говорит глава ФНПР Михаил Шмаков. Он также напомнил, что Роструд
является членом Международной ассоциации инспекций труда -
неправительственной организации, признанной Международной организацией
труда. С упразднением Роструда Россия потеряет и членство в этой
организации, и руководство в ней. Как считают в ФНПР, службу, наоборот,
надо укреплять, а Роструд передать в подчинение напрямую правительству.
14,6 миллиона россиян являются бюджетниками.
Бывший замминистра минздравсоцразвития, ныне - проректор Академии
народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Александр Сафонов тоже
убежден, что передача полномочий в сфере охраны труда регионам как
минимум плохая идея.
"Губернатор отвечает за развитие бизнеса в регионе, по этим
показателям, в частности, оценивается эффективность его работы. А
значит, он не будет заинтересован в хорошей работе инспекций по труду и
выявлении нарушений у бизнеса. Я уже не говорю о коррупционной
составляющей. Если в руках губернатора сосредотачиваются функции
контроля, он может остановить любой внерегиональный бизнес или перекрыть
бизнес, неблизкий его команде, - поясняет Александр Сафонов. И
добавляет: - Даже в Америке инспекции по труду имеют федеральное
подчинение, как и служба, которая занимается арбитражем трудовых
конфликтов".
Есть еще один аспект - аттестация рабочих мест, которая не так давно
стала независимой. "Мы создавали наднациональную систему. А тут появится
возможность давить на тех, кто исполняет эти работы", - продолжает
эксперт. Особенно это актуально ввиду предстоящей пенсионной реформы, в
рамках которой предполагается повысить страховые тарифы для предприятий с
вредными условиями труда. "Теперь представьте, что губернаторам
передали полномочия по надзору за качеством труда. К нему придут главы
компаний и скажут: мы дорого платим в Пенсионный фонд. Вы думаете, после
этого не будет дано указаний расценивать эти рабочие места как
невредные? И перепроверять никто не будет", - добавляет Александр
Сафонов.
Доцент кафедры теории и практики госуправления НИУ ВШЭ Павел Кудюкин
тоже убежден, что с охраной труда в стране все будет совсем плохо.
"Сейчас и так не хватает инспекторов для осуществления качественного
контроля. Кроме того, у инспекций сегодня слишком мало инструментов для
защиты трудовых прав людей. И если их не укрепят, а передадут регионам,
ситуация с соблюдением трудового законодательства резко ухудшится", -
подытожил эксперт.
|