Прокуратура защищает права
работников на безопасные условия труда
На
протяжении последних лет причинами производственного травматизма являются:
высокая степень изношенности оборудования, массовое применение устаревших
технологий, машин и оборудования с конструктивными недостатками, нежелание
работодателей финансировать соответствующие профилактические мероприятия,
низкая технологическая и трудовая дисциплина.
Органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления не
на должном уровне осуществляют государственное управление в области охраны
труда и промышленной безопасности, недостаточно финансируют мероприятия,
направленные на предупреждение и снижение уровня производственного травматизма
и профессиональных заболеваний.
В ряде регионов органы исполнительной власти не приняли территориальные целевые
программы, предусматривающие мероприятия по улучшению условий и охраны труда и
промышленной безопасности, предупреждению производственного травматизма и
профессиональных заболеваний.
Отсутствуют должное взаимодействие и координация региональных органов
государственной власти с работодателями и их объединениями, профсоюзами в сфере
безопасности и охраны труда. В результате не все региональные органы
исполнительной власти имеют полные и достоверные сведения о количестве
происшедших несчастных случаев на производстве, об уровне производственного
травматизма и профессиональных заболеваний, не всегда принимают участие в
расследовании несчастных случаев.
Во многих субъектах Федерации работодатели не соблюдают требования закона в
части финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда,
предупреждения профессиональных заболеваний. В целях экономии средств на многих
предприятиях не созданы либо сокращены службы охраны труда.
Не во всех организациях работодатели организовали работу по проведению
обязательных медицинских осмотров (обследований).
На предприятиях и в организациях не всегда проводится первичный инструктаж, в
результате чего к эксплуатации сложных производственных механизмов и
оборудования допускается необученный персонал, в том числе не прошедший
соответствующую стажировку.
Не соблюдаются работодателями положения закона об обязательном обучении и
профессиональной подготовке работников в области охраны труда. Многие занятые
на вредных производствах работники не обеспечиваются средствами индивидуальной
защиты, спецодеждой и обувью.
Повсеместно работодатели допускали нарушения при организации учёта и
расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками.
Зачастую не соблюдаются порядок и сроки их расследования. По требованию
прокуроров нарушения закона устранены.
В 2011 г.
органы прокуратуры выявили более 160 тыс. нарушений законодательства об охране
труда, на незаконные правовые акты принесено 3,4 тыс. протестов, в целях
устранения допущенных нарушений внесено 18,3 тыс. представлений, по результатам
рассмотрения свыше 19 тыс. виновных должностных лица привлечено к
дисциплинарной ответственности, объявлено 1,1 тыс. предостережений о
недопустимости нарушений закона. По постановлениям прокуроров наказано в
административном порядке 17,2 тыс. человек, из них дисквалифицировано – 19.
В интересах граждан в суды направлено около 23 тыс. исков и заявлений. Часто
обращались в суды за защитой прав работников на безопасные условия труда органы
прокуратуры Камчатского и Ставропольского краев, Липецкой, Московской,
Нижегородской, Новосибирской, Омской областей и ряд других регионов.
По каждому факту несчастного случая на производстве прокурорами принимались
меры прокурорского реагирования. На основании материалов прокурорских проверок
органами дознания и следствия по фактам причинения работникам вреда возбуждено
141 уголовное дело.
Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурорам субъектов
Российской Федерации активизировать прокурорский надзор за соблюдением прав
граждан на безопасные условия труда.
|